Отчуждение что это

Отчуждение – психология

Отчуждение что это

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Отчуждение (в социальной психологии) — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и пр.

В психологии понятие отчуждение впервые было использовано З. Фрейдом для объяснения патологического развития личности в чуждой и враждебной его естественной природе культуре. Феноменологически О. выражалось в невротической потере субъектом чувства реальности происходящего (дереализации) или в утрате своей индивидуальности (деперсонализации). Э.

Фромм существенно расширил сферу применения этого понятия. Согласно Фромму, О. индивида выступает в пяти формах: Отчуждение от ближнего, от работы, от потребностей, от государства, от себя. В современной социальной психологии О.

используется при характеристике межличностных отношений, при которых индивид противопоставляется другим индивидам, группе, обществу в целом, испытывая ту или иную степень своей изолированности.

Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредствованности межличностных отношений ценностным содержанием совместной деятельности, с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных себе, отвергая при этом нормы группы, законы и предписания.

При анализе О. большинство социальных психологов сосредотачивает свое внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидами своей отверженности, являющейся причиной аномии — антиобщественного поведения (М. Симэн, Р.К. Мертон).

Такое поведение расценивается как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения.

Отчуждение берет начало в раннем детстве в результате эмоциональной депривации ребенка, отсутствия теплых отношений к нему со стороны близких и в первую очередь матери, что порождает аутизм, негативизм и в конечном счете может привести к криминогенным последствиям. В детской психологии понятие О. выражает необходимый момент становления самосознания ребенка, развития его рефлексии.

В младенчестве О. проявляется в слитности ребенка с миром, его неспособности отличить себя от своей жизнедеятельности (А. Валлон). На более поздних этапах онтогенеза с понятием О. связывается такое отношение ребенка к себе, взрослым и сверстникам, нормам поведения, которое находит свое выражение в неприятии, отвержении, эгоцентризме. В.В. Абраменкова

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Отчуждение — процесс и результат превращения свойств, способностей и деятельности людей в нечто иное, чем оно есть само по себе, — трансформация в независимую силу, господствующую над людьми. Это понятие впервые использовалось З. Фрейдом.

В психологии — проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при коих продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, будучи носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому — от несходства до неприятия и враждебности. Это выражается в соответственных переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я, и пр.

В современной психологии социальной отчуждение используется при характеризации отношений межличностных, при коих индивид противопоставляется другим индивидам, группе, всему обществу, испытывая ту или иную степень своей изолированности.

Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредованности деятельности совместной ценностным содержанием (-> опосредование деятельностное); с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных, отвергая нормы, законы и предписания группы.

При анализе отчуждения западная Психология социальная сосредоточивает внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидом своей отверженности, являющейся причиной аномии (поведения антиобщественного). Такое поведение расценивается как симптом несогласованности между устремлениями, определяемыми культурой, и социально организованными средствами их удовлетворения.

В психоанализе и психологии понятие отчуждения впервые использовано З. Фрейдом при объяснении особенностей патологического развития личности в условиях чуждой и враждебной ее естественной природе культуры. Следствие каждого невроза — отдаление больного от реальной жизни, его отчуждение от действительности, порой переходящее в бегство в болезнь. Феноменологически отчуждение выражалось:

  • в дереализации — невротической потере субъектом чувства реальности происходящего;
  • в деперсонализации — утрате своей индивидуальности. Сферу применения этого понятия расширил Э. Фромм, показав, что отчуждение выступает в шести формах:
  1. отчуждение от других людей;
  2. от своего труда;
  3. от потребностей;
  4. от государства;
  5. от природы;
  6. от самого себя.

Он рассмотрел также отчуждение чувств, страдание от отчуждения и отчужденные человеческие отношения, напоминающие отношения вещей. Им также введено понятие активности отчужденной.

Развивая идеи Фрейда об отчуждении и бегстве в болезнь, Фромм сформулировал понятие бегства от свободы, подтвердил связь между неврозом и отчуждением и пришел к выводу, что в самом широком смысле любой невроз можно считать следствием отчуждения.

Он также развил представление об отчуждении как о болезни личности и своеобразной сердцевине психопатологии современных людей. Одним из самых распространенных психопатологических феноменов выражения отчуждения он считал перенесение.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Отчуждение

  • отстранение, отдаление от других людей, недостаток или отсутствие тёплых отношений с ними;
  • в экзистенциализме – центральный пункт этой философской концепции, означающий отдаление человека от самого себя, от своей «сущности» («человек – экзистенциальный предатель»). Считается следствием озабоченности конформизмом, желаниями других людей, давлением социальных институтов и влияния других «внешних мотивов»;
  • в психопатологии – деперсонализация, утрата ощущения принадлежности к собственной личности различных проявлений своего Я (мыслей, эмоций, побуждений и др.). Так, Л.Н.Толстой («Война и мир») так пишет об ощущении отчуждения у Наташи Ростовой:»Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи…она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них». См. Деперсонализация;
  • в психоанализе – способ существования или процесс становления, при которых происходит отстранение: а) либо неких личных качеств от себя (направленность интересов фрейдовского анализа), либоб) плодов своего труда в пользу других людей (направленность марксизма);
  • в социальной психологии — отчуждение политическое, недовольство, неудовлетворённость, разочарование, безразличие или враждебность широких масс людей в отношении политических лидеров, политики правительства и самой политической системы.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Отчуждение

  1. В современном использовании: чувство отчужденности или отдаления от других; ощущение недостатка теплых отношений с другими.
  2. Экзистенциалисты, однако, сделали этот термин центральной концепцией своей психологии и привнесли в его значение важный дополнительный аспект. Они сконцентрировали свое внимание не столько на отчуждении одного человека от других, сколько на отдалении человека от самого себя. Это отделение индивида от предполагаемой своей «реальной» или «глубинной» сущности считается следствием озабоченности конформностью, желаниями других, давления социальных институтов и других «внешних» мотивов.
  3. Устаревший термин для обозначения прогрессирующего психического заболевания.

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник:

Отчуждение как психологическая защита

Отчуждение — психологическая защита, связанная с изоляцией, обособлением внутри сознания травмирующих человека факторов. При лом неприемлемая информация как бы капсулируется, тем самым блокируется от доступа к остальным зонам сознания: возникает двуплановость. В результате связь между травмирующими событием и его эмоциональной оценкой нарушается.

Для отчуждения характерна Утрата чувства эмоциональной связи между неприемлемыми событиями и собственными переживаниями по их поводу, хотя реальность этих событий осознается. Возникновение отчуждения как способности выйти за пределы собственного Я связано со сменой позиции в совместной деятельности.

Ограниченное отчуждение имеет положительный смысл-постижение нового в его противоречиях. Свобода человека также предполагает способность к самоотстранению. Если человек не в силах все время терпеть самого себя, он может отмежеваться от чего-то в себе.

Тогда возникает необходимая внутренняя дистанция между приемлемой и неприемлемой частями Я, позволяющая занять в отношении себя или какого-то своего состояния или качества новую позицию.

Поведение по принципу «так должно быть» (с фиксированных позиций) приводил к отчетливому отделению проявлений специфических переживаний от содержательной их части. Переживания вытесняются из поля сознания напряженность ослабляется, остается лишь их содержательный аспект.

Источник: https://obu4ayka.ru/obshhenie/otchuzhdenie-psihologiya.html

Отчуждение — новая философская энциклопедия

Отчуждение что это

ОТЧУЖДЕНИЕ – философская категория, а также понятие, используемое в социологии, психологии, праве. В юриспруденции отчуждение означает юридический акт передачи прав собственности на что-либо от одного лица другому.

В психологии отчуждение – состояние эмоционально-психологической отстраненности, чуждости по отношению к кому-либо или чему-либо, в том числе к самому себе, а в английском и французском языках термин alienation означает также сумасшествие.

В социологии понятие «отчуждение» используется как общетеоретическое, близкое социально-философскому содержанию категории «отчуждение».

В философии категория «отчуждение» выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия. Само полагание предметности И.Г.Фихте [ФИХТЕ] обозначил как своего рода отчуждение. В философии Г.В.Ф.

Гегеля [ГЕГЕЛЬ] абсолютный дух самоотчуждает себя и лишает себя свободы, чтобы познать себя в этом инобытии, тем самым преодолеть самоотчуждение, вернуться к себе и обрести абсолютную свободу, – завершающей стадией этого процесса самопознания духа служит философия.

Эту общую конструкцию Гегель иллюстрировал конкретно-историческими формами отчуждения (формализмы римского права, язык как действительность отчуждения духа и др.). Л.

Фейербах [ФЕЙЕРБАХ] усматривал сущность религии в том, что индивид отчуждает от себя свою родовую сущность и переносит ее качества на высшее существо – Бога; неотчужденное состояние человека он связывал с чувственностью, противопоставляя отчужденному миру непосредственные взаимоотношения человека с человеком, мир любви.

В социальной философии и в социологии отчуждение – это общественное отношение, социокультурная связь между субъектами, которая вышла из-под их контроля и стала самостоятельной, господствующей над ними силой.

Это инобытие свободы [СВОБОДА], ее противоположность. Человек стремится преодолеть существующие формы своего отчуждения и достичь более высокого уровня свободы.

При этом он нередко порождает новые формы отчуждения и попадает под их влияние.

Социально-экономическую природу отчуждения раскрыл К.Маркс [МАРКС]. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» он сформировал концепцию отчужденного труда: в условиях господства частной собственности наемному рабочему не принадлежит не только результат как опредмеченный труд, но и сам процесс труда.

Происходит также отчуждение человека от человека и от его родовой жизни, превращающейся из самоцели в средство. Более того, труд становится процессом самоотрицания человека, способом выключения его из жизни. Отчуждение совпадает с самоотчуждением. Позднее Маркс показал роль разделения труда и раскрыл природу товарного фетишизма как объективных оснований отчуждения.

Его не покидало убеждение в возможности преодолеть, «снять» всякое отчуждение путем ликвидации частной собственности и замены ее общественной. На этой основе отчужденный труд превращается в свободную самореализацию сущностных сил человека, который становится универсально развитым и живущим в гармоничном единстве с др. людьми и с природой.

Это и будет «завершенный гуманизм» как ядро коммунистического идеала.

Согласно Марксу, процесс упразднения отчуждения отнюдь не прямолинеен. Его исходный пункт составляет непосредственное отрицание частной собственности, т.е. «грубый» или «казарменный» коммунизм, который «есть только форма проявления гнусности частной собственности, желающей утвердить себя в качестве положительной общности» (Соч.

, т. 42, с. 116). Это грозное предупреждение впоследствии не было должным образом учтено. Исторический опыт СССР и др. стран реального или раннего социализма с лихвой подтвердил его обоснованность.

Вместо провозглашенной свободы для всех трудящихся диктатура пролетариата утвердила новое, поистине тотальное отчуждение советского человека: от власти, собственности, результатов труда, правдивой информации об истории и современных событиях, личной безопасности, личной активности, рационального смысла жизни.

Результатом стало самоотчуждение советского общества от развития: возникла его стагнация, она сменилась кризисом, который завершился разложением СССР.

Отчуждение сохранилось и по-своему трансформируется в каждом из 15 новых независимых государств – бывших советских республик. Результаты социологических исследований позволяют заключить, что в России 90-х гг. 20 в. происходят противоречивые процессы разложения тотального отчуждения на составные элементы.

Оно перестает быть целостностью, охватывающей все стороны жизни человека.

Возникли процессы реификации (возвращения человека из отчужденного состояния), более активно совершающиеся в духовной жизни россиян: в значительной мере снято отчуждение от правдивой информации, началась рационализация и либерализация структуры ценностей населения.

Началось также восстановление активности индивидов как субъектов собственности и источников инициативы, их деятельность наполняется рациональным смыслом. Однако эти процессы происходят пока преимущественно в наружных слоях деятельности индивидов (феноменная реификация).

В глубинных, сущностных ее слоях складывается симбиоз этих форм реификации и новых форм отчуждения, во многом криминальных и квазидемократических. Это прежде всего отчуждение индивидов от личной безопасности и результатов труда, а общества – от законного порядка.

Произошла резкая экономическая и политическая дифференциация населения: появились новые тонкие слои крупных собственников и властвующей элиты, а массы населения отторгнуты от собственности, необходимой для среднего класса [СРЕДНИЙ КЛАСС], и вынуждены довольствоваться лишь электоральным участием в процессах формирования некоторых органов власти. Среди людей зрелых и пожилых возрастов с устранением мифологизированных смыслов жизни распространились разочарования в прожитой жизни.

Основным остается вопрос о возможности преодоления отчуждения. Большинство философов 20 в. скептически относятся к такой возможности или же определенно дают отрицательный ответ. При этом главную задачу философии они видят в том, чтобы помочь человеку достойно жить в отчужденном мире, постоянно рождающем страх.

На решение этой задачи в особенности нацелены экзистенциализм [ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ], персонализм [ПЕРСОНАЛИЗМ], философская антропология [ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ]. «Пора писать оправдание человека, антроподицею», – заявил Н.А.Бердяев [БЕРДЯЕВ].

В любой ситуации человек имеет возможность выбора и потому несет ответственность за свои действия (Ж.-П.Сартр). He-Я противостоит человеку как глухая, неустранимая и опасная стена, и все же человек обязан заставить себя жить рядом с ней, противостоять ей и творить самого себя (А.Камю [КАМЮ]).

Это относится и к существованию человека в ситуациях на грани жизни и смерти – индивида и всего человечества (перед угрозой термоядерной войны).

Если многие, затем большинство людей воспримут такую ценностную ориентацию и станут соответственно действовать, то изменится и весь общественный порядок. В различных обществах станет меньше отчуждения, больше подлинно человеческих отношений.

Литература:

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993;

2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. – Он же. Соч., т. 4. М., 1959;

3. Давыдов Ю.Н. Труд и свобода. М., 1962;

4. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990;

5. Лапин Н.И. От отчуждения к свободе. – В кн.: Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991;

6. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42. М., 1974;

7. Огурцов А.П. Отчуждение и человек. – В кн.: Человек, творчество, наука. М., 1967;

8. Сартр Ж.-П. Стена. – В кн.: Сартр Ж.-П. Герострат. М., 1992;

9. Фейербах Л. Сущность христианства. – Он же. Избр. филос. произв., т. 2. М., 1955;

10. Geyer R.F. Bibliography Alienation. Amst., 1972;

11. Geyer R.F. Alienation Theories. Oxf., 1980;

12. Lewis H.D. Freedom and Alienation. Edinb.; L., 1985.

H.И.Лапин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me

Источник: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%9E%D0%A2%D0%A7%D0%A3%D0%96%D0%94%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95

Что значит отчуждение

Отчуждение что это

  • О. самой деятельности человека, который выходит из процесса труда обеднённым и опустошённым, «… отчужденность содержания труда по отношению к самому рабочему…» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 440).

  • О. условий труда от самого труда. «… Объективные условия труда приобретают все более колоссальную самостоятельность по отношению к живому труду, самостоятельность, выражающуюся уже в самом их размере,… общественное богатство во все более мощных скоплениях противостоит труду как чужая и господствующая сила» (там же, ч. 2, с.

    346≈47). Рабочему противостоят в отчуждённой форме в качестве капитала не только материальные, но и интеллектуальные условия его труда. Это особенно очевидно в О. управления производством и в О. науки от рабочего. «Наука выступает как чуждая, враждебная по отношению к труду и господствующая над ним сила…» (там же, т. 47, с. 555).

  • О. результатов труда от наёмного рабочего, приводящее к тому, что «… созданное им богатство противостоит как чуждое богатство, его собственная производительная сила ≈ как производительная сила его продукта, его обогащение ≈ как самообеднение, его общественная сила ≈ как сила общества, властвующего над ним» (там же, т. 26, ч. 3, с. 268).

  • Отчуждённость социальных институтов и норм, предписываемых ими, от трудящихся. Так, в государстве общий интерес «…

    принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных ≈ как отдельных, так и совместных ≈ интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности» (там же, т. 3, с. 32). В процессе исторического развития углубляется О.

    эксплуататорского государства от действительных индивидов, социальные институты превращаются в бюрократические системы, построенные по иерархическому принципу.

  • Разрыв между ценностями, проповедуемыми официальной идеологией, и реальными возможностями, предоставляемыми обществом. О. идеологии от жизни приводит к тому, что она формирует такой уровень притязаний, желаний и ожиданий у членов общества, который не соответствует действительным возможностям общества.

    Так, идеологические ценности, провозглашаемые буржуазным обществом: свобода, равенство, предприимчивость,≈ всё больше вступали в противоречие с реальной жизнью буржуазного общества, с его экономическим неравенством и эксплуатацией. О. характеризует и духовную жизнь классового общества, формируются специфические формы идеологического О.

    (от религии до авторитарных идеологий), внутри самой культуры углубляется разрыв между «массовой культурой» и культурой элиты. Понимание О. как социального явления получило дальнейшую конкретизацию в учении об абсолютном и относительном обнищании рабочего класса, об эксплуатации как «действительном проявлении» О. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.

    , т. 26, ч. 3, с. 520), в марксистской трактовке социальных институтов и личности. Вокруг марксистской концепции О. развернулась острая идеологическая борьба, наиболее характерными чертами которой являются: противопоставление молодого, «гуманистического» Маркса, анализировавшего проблематику О., зрелому Марксу, якобы вставшему на негуманистические, сциентистские (см.

    Сциентизм ) позиции; истолкование марксизма как разновидности иррационалистической антропологии и сближение его с экзистенциализмом; теологическая интерпретация О., отождествляющая О. с грехопадением. Выступая с нападками на практику социалистического строительства, правые и «левые» ревизионисты (Р. Гароди, Э. Фишер и др.) утверждают, что социализм усиливает О.

    личности, создаёт новые формы О., связанные с общественной собственностью и ролью государства при социализме.

    Критикуя буржуазные и ревизионистские концепции О., марксисты различных стран подчёркивают, что социализм уничтожает коренные источники О., что ведущей тенденцией социализма является преодоление О., осуществляющееся в полной и окончательной мере вместе с построением коммунизма. Общие пути преодоления О.

    , выявленные в теории научного коммунизма, заключаются в уничтожении эксплуатации, всемерном развитии общественного богатства, социалистических общественных отношений, в преодолении противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней, в развитии коммунистического сознания, демократизации управления и всей общественной жизни социалистического и коммунистического общества. Конкретные пути и методы преодоления О., темпы осуществления этого процесса зависят от специфических особенностей стран, строящих новое общество, от уровня их развития, сознательности рабочего класса этих стран.

    Позиция марксизма, подчёркивающая социально-исторический, преходящий характер О., противостоит позициям современных буржуазных идеологов, которые видят в О. вечную характеристику человеческой жизни. Общими особенностями понимания О. в современной буржуазной философии и социологии являются антиисторизм, психологизм в трактовке причин О., превращение О.

    в сущностную характеристику человеческого бытия. Рассматривая многие феномены О. с позиций самого О. как неустранимые моменты социальной жизни вообще, буржуазные философы неизбежно приходят к трагическому восприятию истории общества и культуры. Уже Г. Зиммель видел «трагедию культуры» в противоречии между творческим процессом и объективированными формами культуры.

    В трагические тона окрашено описание О. в философии и художественной литературе экзистенциализма . В буржуазной социологии 20 в. был проанализирован ряд аспектов проблемы О. (без употребления самого термина «О.») в связи с проблемой бюрократии (К. Манхейм, М. Вебер ≈ Германия), социальной аномии (Э. Дюркгейм ≈ Франция, Р. Мертон ≈ США). В 1960-х гг.

    в связи с усилением романтической критики капитализма оживился интерес к категории О. как способу анализа буржуазного общества. Это нашло своё выражение в идеологии так называемых «новых левых» (Г. Маркузе ≈ США, и др.). Многие представители буржуазной социологии трактуют О.

    как единственно возможный способ организации человеческих отношений, противопоставляя ему «малые» и «неформальные» группы, лишённые О. В современной американской социологии делаются попытки эмпирического исследования О. М. Симен предложил 5 критериев для эмпирической интерпретации О.

    (отсутствие обладания властью, утрата смысла своей работы, отсутствие норм, изоляция, самоотчуждение), ставших программой социологических исследований (Р. Блаунер и др.). Однако в целом анализ реальных; социальных условий и причин О. заменяется в буржуазной философии и социологии описанием сознания и психологии индивида, живущего в мире О.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; их же, Капитал, Соч., 2 изд., т. 23≈25; Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; Давыдов Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962; Огурцов А. П., Отчуждение и человек. Историко-философский очерк, в сборнике: Человек, творчество, наука, М.

    , 1967; «Капитал» Маркса, философия и современность, М., 1968; Ойзерман Т. И., Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме, М., 1965; Alienation: the cultural climate of our time, ed. G. Sykes, N. Y., 1964; Alienation: a casebook, ed. D. J. Burrows, F. R. Lapides, N. Y., 1969; Geyer R. F., Bibliography alienation, 2 ed., Amst.

    , 1972.

    А. П. Огурцов.

  • Источник: https://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/wd/%D0%BE%D1%82%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.