Переход государственной собственности

Содержание

История приватизации в России

Переход государственной собственности

Приватизация (от лат. privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.

Первым нормативным актом в этой области стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.

14 августа 1992 года президент РФ подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».

Каждый житель страны получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 миллионов россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 миллионов вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году — до 112,6 тысячи.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден указом президента РФ от 22 июля 1994 года «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В ноябре-декабре того же года состоялись аукционные торги.

Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 триллиона рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи продлевают денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму.

Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 миллиарда долларов.

На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.

Российская Федерация, по состоянию на 1 января 2010 года, являлась собственником имущества 3517 ФГУПов, акционером 2950 акционерных обществ.

27 ноября 2010 года правительство России утвердило «Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы».

В июне 2012 года правительство РФ приняло окончательный план приватизации крупных активов на 2012-2013 годы и на период до 2016 года.

1 июля 2013 года российское правительство утвердило прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы.

В авангарде приватизации-2016 было размещение на Московской бирже 10,9% акций “Алросы” в начале июля 2016 года, эта продажа принесла бюджету 52 миллиарда рублей.

В декабре 2016 года была совершена крупнейшая приватизационная сделка по реализации 19,5% акций нефтегазовой компании «Роснефть», которая принесла в бюджет России (с учетом приватизации “Башнефти” компанией, 10,5 миллиарда евро или более одного триллиона рублей.

В феврале 2017 года правительством РФ был утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества и основные направлений приватизации федерального имущества на 2017-2019 годы.

Планом предусматривается приватизация находящихся в федеральной собственности акций 477 акционерных обществ, 298 федеральных государственных унитарных предприятий, доли участия Российской Федерации в 10 обществах с ограниченной ответственностью, более одной тысячи объектов другого имущества государственной казны.

В федеральный бюджет РФ на 2017-2019 годы были заложены доходы от приватизации в 2017 году в сумме 138,2 миллиарда рублей, в 2018 году — 13,6 миллиарда рублей, в 2019 году — 13,9 миллиарда рублей.

При этом в ожидаемых поступлениях на 2017 год учтены только два крупных актива: 95,5 миллиарда рублей от продажи 10,9% минус одна акция ВТБ и 24 миллиарда рублей от продажи 25% минус одна акция “Совкомфлота”.

Позже власти решили отказаться от приватизации пакета ВТБ, поскольку банк находится под санкциями ЕС и США, что может негативно сказаться на его стоимости.В мае 2017 года Минфин РФ снизил прогноз доходов федерального бюджета от приватизации на текущий год на 96 миллиардов рублей.

Приватизация 25% минус 1 акция крупнейшей судоходной компании России «Совкомфлот» планировалась на первое полугодие 2017 года, но пока не состоялась.

В одобренном правительством РФ проекте бюджета на 2018-2020 годы Министерством финансов РФ не предусмотрено приватизации крупных пакетов госкомпаний. Однако правительство продолжает работу по конкретным сделкам, многое в этом вопросе будет зависеть от рыночных условий.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://finance.rambler.ru/business/38005511-istoriya-privatizatsii-v-rossii/

Приватизация в России: как это было и к чему привело страну

Переход государственной собственности

К концу 1991 года страна находилась в тяжелом положении, на грани банкротства. Денег на поддержание отраслей промышленности не было, плановая экономика показала свою неэффективность. На предприятиях чудовищно задерживали зарплату, денег не хватало.

Для перехода к новой модели экономики и реформам нужно было разрешить свободное ценообразование, перейти от государственной к частной форме собственности, создать свободную конкурентную среду и развитую рыночную инфраструктуру, пояснил «360» доктор экономических наук, профессор Сергей Орлов.

«Мы взяли то, что сделать было легче всего — отпустить цены и провести приватизацию. Гораздо сложнее было создать конкурентную среду, ее и сейчас во многих отраслях нет. Ну а рыночная инфраструктура создается уже почти 30 лет», — добавил профессор.

Изначально в правительстве рассматривали три варианта перехода собственности в частные руки. Тогда, уточнил Орлов, ошибочно считалось, что приватизация поможет оперативно переделать плановую советскую экономику в российскую рыночную.

От британской модели платной приватизация предприятий быстро отказались — она могла растянуться на долгие годы.

Против открытия частных счетов миллионам граждан и перевода туда доходов от продажи приватизируемого госимущества выступил Сбербанк. Технически это было сложно. Оставался последний вариант с раздачей ваучеров населению.

Эта модель, отмечает Орлов, позволяла провести приватизацию в ускоренном темпе и успокоить недовольное экономической обстановкой население.

14 августа 1992 года Ельцин подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». С 1 октября все россияне, включая детей, могли получить бесплатный ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей. Чеки можно было покупать и продавать без ограничений, дарить, менять на акции своего предприятия, покупать ценные бумаги на чековых аукционах и так далее.

Ошибка оценки

Перед приватизацией госсобственность оценили в 1,4 триллиона рублей и выпустили в обращение 140 миллионов ваучеров. Но в 1992 году, писал Григорий Явлинский в книге «Уроки экономической реформы», в стране насчитывалось 20 757 госпредприятий. Их стоимость значительно превосходила суммарную цену чеков, розданных людям. Но это выяснилось уже в процессе приватизации.

«Действительно, разница была ощутимой. Методика оценки госимущества базировалась на балансовой стоимости на 1 января 1992 года. А это была плановая цена предприятий в плановой системе, не рыночная», — рассказал Орлов.

Но определить рыночную стоимость тогда было невозможно. Она оценивается через фондовый рынок. Предприятия нужно было акционировать, выводить на фондовые биржи, а тогда существовали только товарно-сырьевые. И через некоторое время торговли акциями на бирже оценивать рыночную стоимость.

Кому изменения пошли на пользу?

В начале народной приватизации ее идеолог Анатолий Чубайс обещал по две «Волги» на ваучер. Но многие меняли чеки на продукты, водку и видеомагнитофоны. И для основной массы россиян ничего не изменилось. Лишь небольшое количество граждан правильно оценили важность происходящего. Такие люди активно скупали ваучеры. А впоследствии меняли на акции.

Но и здесь повезло не всем. В выигрыше остались те россияне, кто вкладывался в нефтяные, газодобывающие и золотопромышленные компании, работавшие на экспорт. Предприятиям этой отрасли приватизация была на руку.

С формированием новой рыночной среды и экономической системы, пояснил профессор Орлов, они выходили на внешний рынок, мировые биржевые площадки. Именно тогда в стране зародился новый в то время класс олигархов.

Промышленным предприятиям, работавшим на внутренний рынок, пришлось несладко. Спрос практически на всю на продукцию резко упал — сказывалось отсутствие денег у населения.

Заводы и фабрики банкротились из-за неумелого управления неопытных в обращении с такими активами собственников и потери кооперационных связей с бывшими союзными республиками.

Соответственно, люди, которые приобрели их акции, никаких материальных благ не получили.

Нематериальные итоги

Но оценивать приватизацию с точки зрения одного лишь получения материальных благ нельзя. Она, подчеркнул Орлов, стала шагом к формированию правильного экономического менталитета, представления о свободном и конкурентном рынке у населения.

Элементарно больше никому не придет в голову менять ценные бумаги на смартфон. Она заложила основу для создания современной сферы торговли, услуг, агропромышленного комплекса, строительной отрасли, которые активно развиваются с конца 1990-х годов.

«Мы не через одну приватизацию, а через нее и свободное ценообразование мы начали формировать рыночную среду для внутреннего спроса. Это малый и средний бизнес. Начиналось все со с трудом подготовленного населения, а сейчас на этом рынке уже их дети работают», — подчеркнул он.

Некоторые критики утверждают, что продвижение привело к современной сырьевой модели экономики. По мнению Орлова, запасы полезных ископаемых огромны. Поэтому с приватизацией или без их все равно бы экспортировали и использовали бы при любой экономической модели.

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/privatizatsii-28/

Регистрация и момент переход права собственности на недвижимое имущество: сроки, порядок, госпошлина, документы

Переход государственной собственности

» Жилищные споры » Регистрация права собственности » Особенности перехода права собственности на недвижимое имущество

6 639 просмотров

Чтобы распоряжаться приобретенной недвижимостью, недостаточно оформить договор купли-продажи или долевого управления, получить имущество по завещанию или в дар.

По закону собственником можно стать только после внесения записи о переходе права собственности в ЕГРН.

Особенность обретения недвижимости в том, что между подписанием документа-основания для перехода права собственности и ее непосредственном оформлении в госоргане, проходит некоторый промежуток времени.

Во время ожидания интересы покупателя защищены законом, ведь есть риск, что продавец окажется недобросовестным и откажется явиться на регистрацию перехода права собственности. При оформлении сделки по отчуждению недвижимости нужно подготовиться к любым ситуациям и четко знать свои права и обязанности на каждом этапе сделки.

Для чего нужна госрегистрация

Понятия «владелец» и «собственник» на первый взгляд тождественны, но это не так. Понять разницу будет проще на примере. Если гражданин купил квартиру на основании договора купли-продажи, выполнил все обязательства — он владелец. Но собственником покупатель станет только после того, как переоформит «право собственности». Тогда он сможет:

  • продать свою недвижимость;
  • обменять квартиру на другую;
  • сдать жилье в аренду;
  • передать недвижимость в залог при оформлении ипотеки или совершить иные действия, связанные с распоряжением имуществом.

Собственник всегда является владельцем, а вот владелец станет собственником только после оформления перехода прав на недвижимость в Росреестре.

Теперь необходимо определиться — когда происходит переход права собственности на недвижимое имущество. Во-первых, нужно основание, то есть факт передачи недвижимости, подтвержденный документально. Таким документом может быть (ст. 14 закона №218-ФЗ):

  • договор о приватизации имущества;
  • договор долевого участия в строительстве, если планируется получение квартиры от застройщика, или договор уступки прав требования;
  • договор купли-продажи;
  • свидетельство о праве на наследство;
  • договор мены;
  • договор дарения;
  • решение суда о разделе имущества;
  • соглашение об ипотеке;
  • соглашение о разделе имущества между супругами;
  • договор пожизненного содержания с иждивением.

Все эти документы являются первоисточниками для получения сведений о законности оформления права собственности. И если госслужащий потребует правоустанавливающий документ, необходимо предъявить один из перечисленных. Наиболее часто основанием для перехода права собственности становится договор купли-продажи имущества.

Участниками процессов, предполагающих переход права собственности, могут быть физические и юридические лица, родственники или третьи лица. К продавцу предъявляется ряд требований:

  • дееспособность;
  • достижение совершеннолетнего возраста;
  • наличие права собственности на недвижимость.

За недееспособных, несовершеннолетних граждан могут выступать их официальные опекуны с разрешения органов опеки и попечительства. Они же будут оформлять правоустанавливающие документы, участвовать в регистрации права собственности.

Регистрации права собственности всегда предшествует процесс перехода недвижимости от одного лица другому с оформлением сопутствующих документов.

Для осуществления регистрации недвижимости необходимо обратиться в Росреестр по месту нахождения недвижимости или МФЦ. При желании можно зарегистрироваться в системе ЕСИА, получить электронную квалифицированную усиленную подпись и подать документы в электронном виде.

При подаче документов на переход прав должны присутствовать прежний и потенциальный собственники.

Если присутствие сторон невозможно, их интересы могут представить граждане, действующие на основании нотариально заверенной доверенности. Если сделка подлежит нотариальному заверению, то по умолчанию госрегистрацию имущества нотариус проводит лично (с февраля 2019 г.).

Вопрос госрегистрации имущества регулируется следующими положениями в российском законодательстве:

Нормативно-правовой актПоложения о госрегистрации
Что такое недвижимость, нужна ли госрегистрация
ст. 130, 131 ГК РФПоложения закона позволяют определить, что относится к недвижимому имуществу. Согласно ст. 130, это вещи, тесно связанные с землей, не подлежащие перемещению. Также к ним относят морские и воздушные суда; объекты, предназначенные для размещения транспортных средств. По ходатайству правообладателя информация о недвижимости вносится в реестр, а собственнику выдается либо документ о праве на имущество, либо на правоустанавливающем документе делается запись о произведенной регистрации.Внесенная информация предоставляется заинтересованным лицам, причем не обязательно обращаться в тот же регистрационный орган, где осуществлялось внесение данных.

Источник: https://ros-nasledstvo.ru/osobennosti-perehoda-prava-sobstvennosti-na-nedvizhimoe-imushhestvo/

Регистрация перехода права собственности на недвижимость

Переход государственной собственности

Переход права собственности на недвижимое имущество является очень актуальным вопросом на сегодняшний день, что обусловлено не только активизацией рынка недвижимости, но и распространением различных мошеннических схем при осуществлении купли-продажи. Поэтому рассмотрим наиболее важные этапы процесса.

Общие положения

Процедура перехода права собственности на недвижимость существенно отличается от такого же процесса, происходящего для оформления имущества движимого типа. В соответствии с законодательной базой РФ данный момент определяется датой госрегистрации. Регламентируется этот вопрос ч.

1 551 статьи ГК РФ, которая гласит, что переход права собственности от продавца к приобретателю при сделках покупки-продажи недвижимых объектов должен регистрироваться в специальных госорганах.В свою очередь, такая особенность тянет за собой еще одно следствие.

В соответствии с ГК РФ в тех случаях, когда отчуждение обязательно требует регистрации, то момент перехода прав собственности фиксируется именно на дату проведения таковой. Соответственно, собственность за продавцом числится до момента, пока покупатель не перерегистрирует недвижимость на себя.

Исключениями считаются случаи, которые ограничены со стороны закона. Это может быть арест объекта за долги и т.д. Тогда право собственности переходит на отдельных условиях.

Способы перехода прав

Условно все способы перехода права собственности на недвижимость условно разделяют на 2 категории: первоначальные и производные.

Среди наиболее распространенных первоначальных способов перехода можно выделить:

  • Создание нового объекта. Данный способ является наиболее распространенным в правовой практике и подразумевает возведение новых зданий. В соответствии с законодательной базой, право на такое имущество присваивается владельцу по факту прохождения регистрации.
  • Приобретение прав на бесхозные объекты. Бесхозным называют имущество, которое не имеет владельца, либо владелец которого неизвестен. Касательно данного вопроса лучше консультироваться с экспертом в юрисдикции, ведь процедура имеет множество нюансов и тонкостей.

К производным способам перехода прав собственности можно отнести такие случаи:

  • На основании отчуждения. Именно так чаще всего оформляются квартиры, дома и прочие объекты, переходящие по договору купли-продажи. Реализатор регистрирует отчуждение прав на собственность, а вторая сторона оформляет переход прав на отчужденную недвижимость.
  • При наследовании. Право переходит по завещанию (при наличии такового) либо законам о наследовании по факту вступления лица-наследователя в наследство. Все аспекты такого процесса регулируются отдельной законодательной базой.

Кроме того, существуют и более специфические способы перехода недвижимого имущества, но, как правило, они менее распространены в юридической практике и требуют отдельной консультации у нотариуса.Независимо от способа перехода прав на недвижимость, рекомендуется тщательно проверять все юридические моменты, ведь недвижимое имущество часто является объектом мошеннических схем и махинаций.

Как определяется момент перехода права собственности на имущество недвижимого типа?

В соответствии с законодательной базой любой переход права на недвижимое имущество должен проходить процедуру госрегистрации, соответственно, моментом перехода считается именно она.

При этом участники договора купли-продажи не имеют права на собственное усмотрение изменить этот момент.Рассмотрим данный аспект на примере продажи квартиры. Покупатель и реализатор заключили договор купли-продажи.

По факту его подписания квартира уже будет считаться проданной, но ни покупатель, ни продавец не могут распоряжаться этим имуществом до официальной госрегистрации. С точки зрения продавца недвижимость считается предметом договора, и официальным владельцем уже считается покупатель.

Но покупатель не имеет права собственности, что также ограничивает его. Только по факту официальной регистрации право собственности на недвижимость переходит к покупателю.

Регистрация перехода права собственности: куда обращаться, документы и сроки

Для официальной регистрации прав собственности на недвижимое имущество нужно обращаться в Росреестр по месту проживания либо по расположению самого объекта, участвующего в процедуре.Возможны следующие способы получения услуги:

  • Непосредственное обращение в представительство Росреестра (обязательно должны прийти все участники сделки).
  • Обращение в специализированный центр предоставления госуслуг.
  • Подача бумаг через специальную форму на интернет-ресурсе Росреестра.
  • Отправить всю документацию почтой с нотариальным заверением.
  • Заказ выездной службы в случае невозможности реализации при помощи других вышеописанных способов.

Пакет документов при регистрации перехода прав собственности на недвижимое имущество может варьироваться в зависимости от типа сделки, статуса лиц и т.д. Рассмотрим перечень бумаг в общем виде:

  • Заявление. Как правило, оно составляется по факту обращения и выдается сотрудниками в Росреестре, также его можно заполнить заранее.
  • Документ, который определяет основания для перехода прав владения.
  • Документ, который утверждает право собственности на участок земли (требуется тогда, когда объектом сделки является целая постройка или здание).
  • Кадастровый паспорт и план на участок.
  • Паспорт в качестве документа, подтверждающего личности тех, кто обратился за услугой госрегистрации перехода прав на недвижимость.
  • Доверенность необходима в тех случаях, если какая-либо из сторон действует через доверенное лицо.
  • В случае продажи совместно нажитого имущества необходимо согласие обоих супругов, которое оформляется нотариусом, а также брачное свидетельство.

форму заявления о государственном кадастровом учете недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимость в формате .

docx (Word)Документ о праве владения может быть представлен в таких видах:

  • договор, на основании которого осуществляется переход права владения;
  • договор о приватизации;
  • документ о праве на получение наследства;
  • разрешение на проведение строительства и т.д.

Получить более точные сведения о составе комплекта документов, требуемых при регистрации можно у юриста либо на официальном сайте Госреестра.Срок госрегистрации перехода права на недвижимость определяется последовательностью выполнения данной процедуры. Она состоит из следующих этапов:

  • Сдача документов и первичная проверка.
  • Правовой анализ, который позволяет определить соответствие всех переданных бумаг стандартам и нормам.
  • Если причин для отказа не выявлено, осуществляется внесение изменений в базу.
  • Заявитель получает подтверждающие документы.

Период, в пределах которого осуществляется выдача документов о регистрации, строго регламентируется законом и варьируется в зависимости от типа недвижимого имущества, участвующего в деле.

Установлены следующие временные рамки:

  • 10 дней – считается общепринятым сроком, если другой не предусмотрен законодательством;
  • 15 дней – при оформлении ипотечного кредита на здания, землю, а также нежилые объекты;
  • 5 дней – такой срок отводится в случае фиксации ипотечного кредита на жилье;
  • 3 дня – сроки действуют в случае, когда поданные документы заранее были заверены нотариусом.

Обязательно проверяйте правильность заполнения документов у нотариуса – это не только позволит ускорить процедуру рассмотрения, но и исключить отказы со стороны государственных органов.

Госпошлина при регистрации перехода прав на недвижимое имущество

При регистрации перехода прав на имущество недвижимого типа обязательно взымается госпошлина, размер которой регулируется НК РФ и зависит от статуса участников сделки, а также типа рассматриваемого объекта. В общих случаях госпошлина составляет:

  • для физлиц – 2 000 руб.
  • для коммерческих организаций – 22 000 руб.

Квитанция на уплату госпошлины действует практически бессрочно. Ее актуальность определяется двумя случаями. Документ теряет свою силу, когда меняются платежные реквизиты приемщика либо установленная сумма оплаты.После оплаты в случае отмены регистрации перехода прав собственности на недвижимость заявитель имеет возможность вернуть свои средства.

Для этого в течение 3-дневного срока необходимо подать соответствующее заявление на имя руководителя отделения Росреестра в регионе.Для отдельных категорий граждан предоставляются льготные тарифы на уплату. Например, от госпошлины могут быть освобождены малоимущие граждане, которые предоставят соответствующие подтверждающие документы.

Получить более подробную информацию можно у сотрудников Росреестра.

Документы, подтверждающие переход права собственности

По завершению всех этапов госрегистрации права на имущество недвижимого типа заявителю выдается соответствующая бумага, подтверждающая тот факт, что он является законным правообладателем. С 01.01.2015 выдается бланк нового формата размером А4. На нем нет никаких водных знаков, голограмм и т.д.

Вся информация о процедуре оформления, особенностях объекта недвижимости и т.д. указывается на бланке. В случае, если она не вмещается на один лист, то частично переносится на другой с обязательной нумерацией страниц.

При получении свидетельства необходимо обязательно сверить все указанные данные с оригиналами документов, чтобы исключить любые ошибки, ведь это может привести к весьма печальным последствиям.

В законодательной базе предусмотрена возможность обращения в Росреестр с целью устранения ошибок, которые допущены при оформлении права на недвижимое имущество. Обычно их исправляют в течение 3-х рабочих дней.Некоторые нововведения, касающихся подтверждающих документов, можно узнать из ролика:

Частные случаи перехода

Переход права собственности на недвижимость различного юридического статуса может отличаться по своей реализации и условиям. Рассмотрим наиболее распространенную процедуру перехода прав на коммерческие объекты недвижимости и ее отличия от общей схемы проведения.

Наиболее важной особенностью при переходе прав на недвижимость коммерческого фонда является отсутствие необходимости в отдельной регистрации письменного договора о купле-продаже. Участники сделки оформляют только право собственности.

Кроме того, к перечню документов дополнительно должны быть приложены следующие юридические бумаги:

  • свидетельство о регистрации юрлица;
  • учредительная документация юрлица;
  • документ о получении ИНН;
  • протоколы о назначении руководителей юридических лиц;
  • конечная редакция Устава;
  • конечная редакция Учредительного договора;
  • оригинал или заверенная копия протокола заседания директорского совета либо общего собрания акционеров с решением о согласии на сделку;
  • оригинал либо копия, заверенная нотариусом, выписки из реестра.

Свои нюансы могут иметь процедуры оформления прав собственности и на прочие виды недвижимого имущества. Наиболее простым и правильным решением будет заблаговременное обращение в Росреестр для уточнения всех этих аспектов и тонкостей. Если у вас имеется такая возможность, лучше обратиться к частному нотариусу, который сможет разъяснить все интересующие вопросы и курировать процедуру до ее завершения.

Оформление перехода прав собственности на недвижимое имущество является сложной процедурой, при которой важно учесть все тонкости и правовые аспекты, чтобы не быть обманутым и удачно завершить сделку. Поэтому не стоит торопиться с оформлением документов и доверяться обходным схемам – все должно соответствовать закону.

Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://sovetadvokatov.ru/359-perehod-prava-sobstvennosti-na-nedvizhimoe-imushhestvo.html

Приватизация госсобственности

Переход государственной собственности

Приватизация – это гражданско-правовая сделка по переоформлению в частную собственность государственной недвижимости или другого имущества.

Процедура безвозмездная, т.е. граждане не выплачивают стоимость жилых помещений государству. Заплатить придется лишь за оформление требуемых справок и документации.

Законодательное регулирование указанной процедуры основывается на Законе РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Непосредственно сделка приватизации оформляется в соответствии с нормативами Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года под № 218-ФЗ

Ключевые особенности программы:

 К участию в процедуредопускаются только российские граждане РФ и только однократно
 Исключение из вышеназванной нормы делается в отношении несовершеннолетних лицВ случае приобретения ими права собственности до совершеннолетия, они не утрачивают право участия в программе
 Дети в обязательном порядке привлекаются к заключению сделкиотказ от принадлежащей им доли в недвижимости не допускается
 Процедура приватизация полностью добровольна и свободнавозможен отказ от участия в программе с сохранением права постоянного проживания в приватизированной квартире
 Отдельные категории госсобственностине могут быть переданы в частную собственность граждан

Объекты, подлежащие передаче

Возможна приватизация следующих объектов недвижимости:

 Квартиры и комнатыа также жилые дома либо их части
 Земельные участкипредназначенные для ИЖС, ЛПХ или дачного, садового, огородного хозяйства, иные виды земель
 Гаражирасположенные в гаражно-строительных кооперативах

Основным требованием к совершению приватизационной сделки является отсутствие ограничений на нее в региональных или федеральных законодательных актах.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г. запрещена приватизация следующих объектов:

 Аварийного жильякоторое получило статус непригодного для проживания на основании заключения межведомственной комиссии
 Жилых помещенийрасположенных в закрытых военных городах, а также в на землях природоохранного назначения
 Служебных помещенийкомнат, находящихся в общежитиях
 Земельных наделоврасположенных на территории заповедников, заказников, национальных парков
 Земли лесного фондаводоемов и акваторий
 Иные землиприватизация которых запрещена согласно Земельному Кодексу РФ

Приватизация объектов государственной недвижимости

В настоящее время программа передачи государственного имущества в частную собственность продлена до 01 марта 2020 года.

В итоге, 10.02.2020 г. законодательным собранием РФ были внесены окончательные поправки в закон. На сегодняшний день приватизация становится бессрочной и безвозмездной для всех российских граждан.

Основные нюансы:

 Граждане РФ, имеющие право на участие в приватизации могут от нее отказатьсят.е. приобрести право собственности на определенное имущество. Но своего права такие лица не утрачивают. Данный отказ должен оформляться в письменной форме и заверяться в нотариальной конторе
 Обязательное участие детей в программенесовершеннолетние лица, проживающие в жилом помещении должны получать долю в праве собственности. Не допускается их отказ от доли в праве собственности в пользу другого лица. В случае нарушения прав лиц, не достигших 18-летнего возраста, сделка признается недействительной

Еще одним требованием к процедуре перехода госсобственности в коммунальной квартире является необходимость получения согласия у соседей.

Если в квартире прописано несколько граждан, при этом никто из них не желает отказываться от своего права, то недвижимость поступает в их долевую собственность.

Для ускорения процедуры оформления, наниматель государственной квартиры может обратиться за услугами компетентных юристов. С их помощью можно значительно сократить время приобретения собственности на объект недвижимости. На самостоятельно оформление документов может потребоваться продолжительное время (до полугода).

Плюсы оформления прав на жилье

К ним можно отнести:

Гражданин, которому принадлежит жилье на основании права собственности наделен абсолютными полномочиями в отношении негот.е., став собственником на государственное недвижимое имущество, он может заключить в отношении него

  • Договор купли-продажи;
  • Договор дарения;
  • Арендное соглашение;
  • Составить завещание;
  • передать в залог;
  • договор пожизненной ренты
  • и иные сделки, не противоречащие гражданскому законодательству.
 Выселение собственника из принадлежащей ему квартиры происходит гораздо сложнеечем нанимателя государственного жилья, даже при наличии значительной задолженности по квартплате
 Сделка является бесплатнойпотребуется внести плату только за оформление некоторых документов

Возникающие сложности

При оформлении могут возникнуть следующие трудности:

 Отсутствие необходимых бумагна приватизируемую недвижимость. Во времена Советского Союза предоставлялись участки земли либо жилые помещения для проживания граждан (на основании договора социального найма), а люди не задумывались об оформлении права собственности. Затем наследники этих граждан продолжили пользоваться такими квартирами. При этом ордер или сам договор соц найма, на основании которых граждане занимают помещение, могут быть потеряны. За их восстановлением следует обращаться в архив местной администрации
 Препятствиясо стороны муниципальных органов исполнительной власти

Возможный иные трудности в процессе оформления документов на приватизацию, которые носят индивидуальный характер.

Порядок действий

Прежде всего необходимо определить, может ли быть вообще приватизирован объект недвижимости. Узнать это можно в органе местного самоуправления по месту нахождения государственного имущества.

Если госсобственность может быть переоформлена в частную собственность, то нужно подготовить требуемые бумаги.

Исчерпывающий перечень необходимых документов зависит от конкретного объекта приватизационной сделки и от региона РФ.

После подготовки всех бумаг, необходимо подать их на рассмотрение в администрации.

Если заявление на проведение приватизации одобрено, то сотрудники администрации приглашают всех ее участников на подписание договора о передаче объекта.

Вслед за этим сделка должна пройти процедуру государственной регистрации в ФКП Росреестра, а заявителям выдается выписка из ЕГРН, подтверждающая переход права собственности.

Куда подавать документы

Следует обращаться в орган местного самоуправления населенного пункта, в котором находится госимущество.

Подготовленный комплект бумаг подается в дирекцию по управлению многоквартирными домами и приватизации жилого фонда или в управление земельных ресурсов (если приватизируется земельный участок), или в Многофункциональный центр по оказанию услуг населению (МФЦ). Отделения МФЦ «Мои документы» открыты почти во всех больших городах.

Чтобы осуществить регистрацию сделки по передаче недвижимости, потребуется обратиться в службу Росреестра по месту расположения жилья.

Комплект необходимых документов

Необходимые для оформления госсобственности документы: 

 Паспорт заявителяесли их несколько, то нужны все паспорта. В отношении ребенка, не достигшего 14 летнего возраста, предоставляется свидетельство о его рождении
Техническая документация на недвижимость В том числе:

  • выписка из кадастрового паспорта;
  • техпаспорт БТИ
 Заявление на проведение приватизациилибо нотариальный отказ от участия в программе
Документыподтверждающие законность право пользования приватизируемым объектом госимущества

Также могут понадобиться дополнительные бумаги:

 Согласие от органов опеки и попечительстваесли в приватизации участвует несовершеннолетнее лицо, а также разрешение от родителей ребенка
 В случае смены фамилии (при вступлении в брак, при усыновлении и т.д.)нужно предоставить справки соответствующие бумаги (свидетельство о браке, перемене имени, о разводе, справка о принятии фамилии супруга)
 Решение судао передаче государственного объекта недвижимости в собственность частных лиц

Сколько стоит процедура

Сама процедура приватизации является бесплатной.

Но за регистрацию сделки по передаче жилого помещения потребуется уплатит госпошлину:

 Для физических лиц2 тыс. руб.
 Для юридических лиц22 тыс. руб.

Сроки рассмотрения

После проверки всех представленных документов, непосредственно процесс рассмотрения заявки занимает от 2-х месяцев.

По факту подписания договора, его нужно зарегистрировать и получить выписку из ЕГРН. Это также займет больше месяца. Однако, на практике завершить процесс приватизации государственного недвижимого имущества менее чем за полгода крайне сложно.

По каким основаниям приватизация может быть признана недействительной, читайте здесь.

: Приватизация государственной и муниципальной собственности:

Загрузка…

Источник: https://ipoteka-nedvizhimost.ru/privatizatsiya-gossobstvennosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.