Периодичность вывоза мусора с контейнерных площадок

Содержание

11 ответов на острые вопросы о реформе в сфере обращения с ТКО | ЖКХ: ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА

Периодичность вывоза мусора с контейнерных площадок

  • Определение контейнерной площадки дано в Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156.

    Контейнерная площадка — место накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), которое предназначено для размещения контейнеров и бункеров и обустроено в соответствии с требованиями законодательства и санитарными нормами. Эти требования содержатся:

    • в Законе № 89-ФЗ;
    • Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
    • муниципальных правилах благоустройства территории муниципального образования;
    • СанПиН42-128-4690-88«Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;
    • СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

    Внимание: если созданное органом МСУ место накопления отходов не соответствует этим требованиям, граждане могут обратиться в орган МСУ с заявлением о переносе площадки.

    3. Где расположить контейнерную площадку

    Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, дошкольных организаций, общеобразовательных организаций, спортплощадок и мест массового отдыха должно составлять не менее 20 м. Не следует располагать их далее 100 м от МКД. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.

    Контейнерную площадку ограничивают бордюром, устанавливают с трех сторон забор высотой 1–2,5 м, вокруг высаживают кустарники и деревья. Для мусоровозов нужно обустроить подъездной путь.

    На площадке должна быть размещена информация о ее собственнике и об обслуживаемых объектах потребителей (п. 14 Правил обращения с ТКО).

    4. Сколько контейнеров поставить

    Чтобы определить число контейнеров, нужно знать:

    • численность населения, пользующегося мусоросборниками;
    • нормы накопления отходов;
    • сроки хранения отходов.

    Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (п. 2.1.4 СанПиН42-128-4690-88).

    Объем емкостей для накопления отходов также можно определить исходя из численности жителей МКД. Если в МКД до 200 человек, понадобятся переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л.

    Если в доме живут 200 или более человек, то выбор нужно сделать в пользу контейнеров вместимостью до 800 л.

    Контейнеры могут быть:

    • сменяемыми — их вывозят вместе с отходами и заменяют чистыми;
    • несменяемыми — их содержимое выгружают в мусоровоз, а сами контейнеры возвращают на место.

    Если планируется раздельный сбор ТКО, то установите отдельный контейнер для «сухих» отходов, которые пойдут на переработку (текстиль, банки, бутылки и др.). Такие отходы — вторичное сырье, и выбирать его из сборников отходов и мусоровозов запрещено (п. 2.2.5 СанПиН 42-128-4690-88).

    Внимание: нельзя размещать баки для отходов рядом с пешеходными дорожками, клумбами, узкими проходами, арками, на автодорогах.

    5. Кто должен закупать контейнеры

    Потребители складируют ТКО в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (Правила обращения с ТКО).

    Поэтому, как правило, приобретает и ремонтирует контейнеры и бункеры для накопления ТКО региональный оператор. Эти расходы включают в расчет его необходимой валовой выручки и учитывают в тарифе. Такой вывод следует из пункта 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО (утв.

    постановлением Правительства от 30.05.2016 № 484).

    Региональный оператор не позднее 25 декабря года, предшествующего году размещения контейнеров, направляет в орган МСУ сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах накопления ТКО, на которых планирует их разместить (п. 13.1 Правил обращения с ТКО). Вместе с тем, органы МСУ имеют право самостоятельно закупить контейнеры и бункеры для установки в местах накопления ТКО. Так считают в Минприроды (письма от 18.01.2019 № 12—47/928, от 07.03.2019 № 08-25-53/5268).

    6. Кто должен содержать контейнерную площадку

    Контейнерную площадку обязан содержать собственник земли, на которой она расположена. Если земля принадлежит муниципалитету, то и содержать площадку должен он. Такой вывод следует из статьи 210 ГК.

    Если земельный участок, на котором размещена контейнерная площадка, входит в состав общего имущества в МКД, ее будет содержать управляющая организация, ТСЖ, ЖСК или ЖК. Есть два условия, при которых земельный участок под МКД входит в состав общего имущества в МКД:

    • он сформирован;
    • он поставлен на государственный кадастровый учет.

    Если хотя бы одно из двух условий не выполняется, ответственность за содержание площадки несут органы местного самоуправления. Чтобы узнать, включена ли земля под МКД в состав общего имущества собственников помещений в этом МКД, направьте запрос в Росреестр.

    Контейнерную площадку, расположенную за пределами придомовой территории, содержит муниципалитет.

    7. Как содержать контейнерную площадку

    Работы по содержанию контейнерной площадки определены в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД. Этот перечень Правительство утвердило постановлением от 03.04.2013 № 290.

    Контейнерная площадка и ограждение вокруг нее должны быть чистыми. Нужно следить, чтобы ограждение было исправным. Как в холодный, так и в теплый период года необходимо подметать и убирать контейнерную площадку. Это предусмотрено пунктом 24 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД.

    Работы по содержанию мест накопления ТКО не включают уборку мест погрузки отходов. Подбирать просыпавшийся при погрузке мусор и перемещать его в мусоровоз обязан сотрудник регионального оператора. Это предусмотрено пунктом 26(1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и пунктом 2 Правил обращения с ТКО.

    Внимание: за грязь и мусор на контейнерной площадке накажут по статье 6.4 КоАП.

    8. Как накажут за ненадлежащее содержание контейнерной площадки

    За грязь и мусор на контейнерной площадке накажут по статье 6.4 КоАП.

    Данная статья предусматривает наказание за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

    Штраф для должностных лиц составит до 2 тыс. руб., для юридических лиц — до 20 тыс. руб. Также суд может приостановить работу организации на срок до 90 суток.

    По статье 8.2 КоАП за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами накажут более строго. Для должностных лиц штраф составит от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для юридических лиц — от 100 тыс. до 250 тыс. руб. Также возможно приостановление деятельности организации до 90 суток.

    9. Какую информацию включить в реестр

    Включайте сведения обо всех контейнерных площадках в муниципальный реестр мест накопления ТКО. Он представляет собой базу данных о таких площадках в муниципальном образовании. Реестр ведите на бумажном носителе и в электронном виде. Вносите в него данные:

    • о местонахождении площадок накопления ТКО;
    • технических характеристиках мест накопления ТКО;
    • собственниках мест накопления ТКО;
    • об источниках образования ТКО, которые складируются в местах накопления ТКО.

    Данные о контейнерных площадках орган МСУ должен также отразить на схеме размещения мест накопления ТКО — карте муниципального образования масштаба 1:2000.

    10. Кто и как часто должен вывозить отходы

    Вывозить отходы обязан региональный оператор. Он отвечает за обращение с ТКО с того момента, когда его сотрудник погрузил отходы в мусоровоз в месте накопления ТКО (п. 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354).

    Сроки вывоза отходов устанавливаются в договоре с региональным оператором. В пункте 2 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства от 12.12.2016 № 1156, указано, что периодичность вывоза ТКО определяется согласно приложению к договору.

    Если в договоре с региональным оператором не названы сроки вывоза ТКО, можно руководствоваться нормами СанПиН 42-128-4690-88. В холодное время года при температуре —5 °С и ниже отходы не должны храниться дольше трех суток.

    В теплое время при температуре выше 5 °С мусор нужно вывозить ежедневно.

    11. Как могут измениться требования

    Роспотребнадзор разработал проект СанПиН 2.1.7.-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений».

    Как следует из документа, на территории городских и сельских поселений должны быть оборудованы места накопления ТКО и специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (КГО). Накопление КГО должно осуществляться в бункеры.

    На контейнерной площадке должно быть не более 10 контейнеров для ТКО и не более 2 бункеров для КГО. Все виды мусоросборников должны быть оборудованы крышками, чтобы отходы не выпадали на площадку.

    Документ содержит требования к устройству контейнерной площадки. У нее должно быть твердое водонепроницаемое покрытие (например, из асфальта, керамзитобетона, полимербетона или плитки). Площадка должна быть ограничена бордюром или ограждением, иметь подъездной путь и возможность стока талых и ливневых вод. Аналогичные требования предъявляются и к площадке для установки бункера.

    Расстояние от площадки до жилых зданий, границ земельных участков под ИЖС, территорий детских и спортивных площадок, детских садов, школ и мест массового отдыха — не менее 20 м, но не более 100 м, а до организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, — не менее 25 м.

    Расстояние между урнами в общественных местах определяется интенсивностью использования объектов, но не должно быть более 40 м для многолюдных мест и более 100 м для малолюдных. Очистка урн — по мере их наполнения.

    На пляжах урны следует размещать на расстоянии не менее 10 м от уреза воды из расчета 1 урна на 1600 кв. м или 1 контейнер для ТКО на 3500–4000 кв. м площади пляжа. Расстояние между урнами не должно превышать 40 м.

    При определении числа урн в парках нужно исходить из расчета 1 урна на 800 кв. м площади парка. На главных аллеях расстояние между урнами должно быть не более 40 м.

    Количество урн и расстояние между ними на территории торговых объектов определяет хозяйствующий субъект с учетом нормативов накопления ТКО.

    Периодичность вывоза мусора может измениться. Срок временного накопления несортированных ТКО при температуре 5 °С и выше составит не более 1 суток, при температуре 4 °С и ниже — не более 3 суток.

    © Материал из Справочной системы «Управление многоквартирным домом»

  • Источник: https://maxpark.com/community/1574/content/6925657

    Требования СанПиН и СНиП к контейнерным площадкам для мусора. Контейнерные площадки для мусора

    Периодичность вывоза мусора с контейнерных площадок

    Согласно нормативным данным сборники, в которых находится мусор, должны располагаться на расстоянии как минимум 20 м от дома. Кроме того, специалисты подсчитали, что какой-либо резервуар для отходов желательно устанавливать не дальше чем 100 м, потому как длинное расстояние не с руки каждый день преодолевать с ведром или пакетом.

    Какими особенностями отличается установка мусорных резервуаров по отношению к строениям различного характера:

    УчреждениеТребования к контейнерамОтдаленность, м
    Многоквартирный жилой домУстановка сзади или сбоку здания, нужно оградить непрозрачным профлистом, железом или иным водостойким материалом20-100
    Частный домНе рекомендуется ставить над проходящими под землей коммуникациямиОт границы надела не менее 9 м
    Село и поселкиЗаключение договора с соответствующими службами на вывоз мусора возложен на сельсоветОт 3 м от строения
    ПредприятияПроизводственная отрасль самостоятельно организовывает сбор и вывоз каких-либо отходов. Места для содержания мусора нужно приблизить к производству, а также собирать отходы в специальных закрытых резервуарахСпециально предназначенное место
    Районы исторической застройкиКонтейнер ставят возле глухой стены, куда не выходят окна жилого помещенияОт 9
    Детский сад, школа, игровой уголокРасположение возле черного входа, которым пользуется только персонал. Подъезд мусоровоза осуществляется через дорогу, не проходящую через двор, где находятся детиОт 20
    Магазин или общественные организацииОтветственность за порядок на площадках для мусора возлагается на руководителей учреждений, к которым прикреплены мусоросборники. Они сами заключают договор с управляющими фирмами. Кроме того в определенных местах следует установить урны для посетителей.

    Существуют объекты, возле которых устанавливать мусорные резервуара запрещается:

    • проезжая зона;
    • газоны;
    • узкие переходы;
    • пешеходные аллеи;
    • арки.

    Организация пространства для установки сборников

    Контейнерам следует организовать соответствующую площадку, изготовленную из бетона или асфальта, и выступающую над землей на высоте 100-200 м. На нее ставят контейнера, при этом необходимо проследить, чтобы в них не попадала дождевая вода, которая может спровоцировать гниение отходов.

    С одной стороны резервуара следует оставить открытое пространство для свободного подъезда мусоровоза. Дорогу рекомендуется утрамбовать гравием или покрыть асфальтом, чтобы машина смогла подъехать в любую погоду. С остальных сторон площадку необходимо огородить. Желательно организовать пространство, где планируется поставить мусоросборники под наклоном, чтобы емкости можно легко переместить.

    Число контейнеров для мусора рассчитывают по численности людей, живущих в определенном доме, или по тому, какое количество находится рядом жилых строений. На одной оборудованной платформе допустимо не более 5 шт. Больше мусоросборников ставить не рекомендуется, потому как появляются определенные проблемы с поддержанием чистоты на занимаемом пространстве.

    Кроме того, между контейнерами и жилым домом не рекомендуется оборудовать такие зоны:

    • для отдыха;
    • спортплощадки;
    • пешеходные тротуары;
    • велодорожки.

    Дополнительные рекомендации к организации площадок

    Чтобы контейнеры не привлекали внимания, появились новые требования, какие можно узнать из нижеприведенной информации:

    • вокруг контейнеров для мусора должно быть установлено эстетическое ограждение;
    • рекомендуется высаживать вблизи мусорных резервуаров многолетние растения и кустарники. Их следует постоянно подстригать на высоту, какую установили специальные службы – не выше 1,2 м;
    •  на свободном пространстве между зданием и местом расположения баков можно высаживать клумбы и газоны, чтобы не акцентировать на контейнерах внимания;
    • в связи с тем, что весь мусор без разделения вывозят в одно место, то соответствующие службы обязаны чистить мусоросборники ежедневно.

    Для улучшения комфорта и условий жизни человечества требуется соблюдать все установленные требования и нормы по обустройству мусорных площадок, также придавать этим зонам эстетичный вид и вовремя чистить их.

    Требования к площадкам для мусорных контейнеров

    Источник: https://akak7.ru/kontejnernaya-ploshhadka-dlya-musora-s-ograzhdeniem-i-navesom.html

    Кто должен убирать контейнерную площадку на оформленном участке многоквартирного дома

    Периодичность вывоза мусора с контейнерных площадок

    27 декабря 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572, которое внесло изменения в распределение обязанностей между региональными операторами по обращению с ТКО и собственниками земли, на которой расположены места для сбора мусора. Попробуем разобраться в новых требованиях законодательства.

    За мусор с момента его погрузки отвечает региональный оператор

    Согласно ч. 8 ст.

    23 № 458-ФЗ, в регионах РФ с 1 января 2019 года должна действовать новая схема по обращению с ТКО: вывоз мусора становится коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утверждённым тарифам.

    Именно регоператор с этого времени отвечает за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых  коммунальных отходов, правила которых закреплены в ПП РФ № 1156.

    Внедрение этой схемы отложено только в городах федерального значения и регионах, где конкурс по отбору регоператора не состоялся и не нашлось компании, которая бы могла взять на себя эти функции (№ 483-ФЗ). В остальных субъектах РФ региональный оператор по обращению с ТКО уже должен работать в соответствии с нормами ПП РФ № 1156.Кто такой регоператор по обращению с ТКО и чем он занимается

    За содержание контейнерной площадки не всегда отвечает собственник земли

    Выбранный региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента их погрузки в мусоровоз (п. 13 ПП РФ №1156). До ПП РФ № 1572 за накопление и сбор мусора, а также за создание и содержание мест для накопления ТКО, контейнерной площадки всегда отвечал собственник земли, на которой сбор отходов был организован (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491).

    То есть собственник земли создавал и содержал контейнерную площадку, на которой накапливались ТКО, а региональный оператор собирал мусор в мусоровозы и с этого момента отвечал за их транспортировку, сортировку, обезвреживание, утилизацию и захоронение.

    ПП РФ № 1572 изменило данную схему, признав утратившим силу ч. III типового договора с регоператором, утверждённого ПП РФ № 1156, где была прописана ответственность собственника земли за контейнерные площадки, размещённые на неоформленных участках (пп. «б» п. 5 ПП РФ № 1572). С 27 декабря 2018 года за такие места для накопления ТКО отвечает орган местного самоуправления.

    Ранее за уборку места погрузки ТКО отвечал собственник земли

    К содержанию контейнерных площадок и мест накопления ТКО, за которое отвечали управляющими организации, относятся установка, обслуживание (покраска, ремонт и др.

    ) и очистка урн, мусоропроводов, мусороприёмных камер и контейнерных площадок (п. 260-1 ПП РФ № 290, пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491).

    Эти работы входят в перечень обязательных, которые должна выполнять УО для надлежащего содержания общего имущества дома.

    Своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием были отнесены к обязанностям УО по обслуживанию жилищного фонда в соответствии с п. 3.7.1 постановления № 170.

    Следовательно, до момента погрузки мусора в мусоровоз и после отъезда спецмашины ответственность за состояние контейнерной площадки, размещённой на оформленной придомовой территории, несла управляющая организация. Именно она убирала территорию и контейнеры, если отходы были разбросаны.О новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора

    С 2019 года уборка места погрузки отходов – обязанность регоператора

    Новое ПП РФ № 1572 внесло изменения как ПП РФ № 1156, которое регулирует деятельность региональных операторов, так и в нормативно-правовые акты, которыми руководствуются УО при управлении многоквартирными домами: ПП РФ № 290, ПП РФ № 491, ПП РФ № 354.

    1. К содержанию мест и площадок накопления ТКО не относятся работы по уборке мест погрузки отходов в спецмашины (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491 в ред. ПП РФ №1156).

    2. Эта обязанность исключена из минимального перечня работ по содержанию общего имущества МКД (п. п. 4, 25 ПП РФ № 290 в ред. ПП РФ № 1156).

    Одновременно с этим уборка мест погрузки ТКО отнесена к обязанностям регионального оператора, что с 27 декабря 2018 года закреплено в п. 148(12) ПП РФ № 354 и п. 2 ПП РФ № 1156.

    Для разграничения обязанностей собственников земли под контейнерной площадкой, расположенной на оформленной придомовой территории, и регоператора по вопросу содержания и уборки территории, где собираются ТКО, в п. 2 ПП РФ № 1156 введено понятие «уборка места погрузки ТКО».

    Под такой уборкой следует понимать действия сотрудников регоператора по подбору и перемещению в мусоровоз отходов, обронённых или рассыпанных во время погрузочных работ. Такие действия включены в погрузку отходов.

    Уборка контейнерной площадки в новой схеме обращения с отходами

    Казалось бы, ПП РФ № 1572 разграничил обязанности регоператора по обращению с ТКО и управляющих организаций, которые отвечают за содержание общего имущества собственников, и обозначил чёткую схему:

    1. УО организует площадку для накопления ТКО и ставит её на учёт в соответствии с ПП РФ № 1039 в случае, если место для сбора отходов размещено на сформированном земельном участке.

    2. Жители дома складируют отходы на площадке, аккуратно размещая их в контейнерах.

    3. Регоператор один раз в сутки при температуре выше 5°C и раз в трое суток при температуре 5°C и ниже организует погрузку ТКО в мусоровозы и их вывоз, при этом убирая за собой площадку, если в процессе погрузки что-то рассыпалось или разлетелось.

    4. Управляющая домом организация следит за прилегающей территорией, за состоянием площадки, проводит её уборку и ремонт, при необходимости – дератизацию и дезинсекцию.

    Регоператор, приезжая за мусором, должен начать погрузку на чистой территории контейнерной площадки. За этим следит УО. Уезжая с мусором, сотрудники регионального оператора должны убрать за собой и оставить площадку для накопления отходов опять же чистой.

    Но это – в идеале. По факту возможен спор управляющей организации и регоператора, кто виноват в валяющемся в месте накопления ТКО и на прилегающей территории мусоре: не убрал за собой оператор или отходы разбросали жители/бродячие животные уже после их отъезда.

    Возникают и другие вопросы: обязан ли региональный оператор убрать место погрузки ТКО, если по прибытии мусоровоза оно уже было загрязнено отходами? И должен ли он вывезти мусор, который не влез в контейнеры и размещён рядом с ними? В законодательстве нет прямой нормы, указывающей на обязанность регоператора это делать.Земельный участок в составе общего имущества МКД

    Действия УО после принятия ПП РФ № 1572

    Поскольку ПП РФ № 1572 – новое и сложившейся практики по его применению ещё нет, можно предположить, что в каждом регионе и даже муниципалитете будет складываться собственная ситуация – в зависимости от условий договора с региональным оператором, позиции органа ГЖН, а затем – судебной практики.

    Мы же хотим напомнить, что жители многоквартирных домов вряд ли будут разбираться, кто и почему не убирает контейнерную площадку, в чьи обязанности это входит. Скорее всего, они обратятся в орган ГЖН.

    Если площадка находится на неоформленном земельном участке, то УО не отвечает за порядок в месте накопления ТКО и не может быть наказана за разбросанный мусор. Иной случай, если контейнерная площадка включена в состав общего имущества дома.

    Чтобы не быть привлечёнными к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию общего имущества МКД, управляющим организациям необходимо поддерживать чистоту на контейнерной площадке. А если регоператор не убирает после погрузки ТКО – фиксировать эти факты и добиваться исполнения норм ПП РФ № 1572, обратившись напрямую к региональному оператору или через контрольные органы.

    Источник: https://roskvartal.ru/vyvoz-tko/9925-kto-dolzhen-ubirat-konteynernuyu-ploschadku-na-oformlennom-uchastke-mkd

    Какой должна быть периодичность вывоза мусора из контейнеров на придомовых территориях? (Решение Верховного Суда РФ от 09.12.2014 г. N АКПИ14-1216)

    Периодичность вывоза мусора с контейнерных площадок

    Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой A.M.

    при секретаре Березиной А.В.

    с участием прокурора Степановой Л.Е.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы муниципального образования город Кировска с подведомственной территорией о признании частично недействующим пункта 2.2.1 Санитарных правил «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г., установил:

    5 августа 1988 г. Главным государственным санитарным врачом СССР, заместителем Министра здравоохранения СССР утверждены санитарные правила «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее – СанПиН 42-128-4690-88).

    Согласно пункту 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения.

    Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре – свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).

    В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

    Глава города Кировска обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88, ссылаясь на то, что оспариваемое нормоположение противоречит положениям части 3 статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 г.

    № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ), пункту 8.2.4 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.

    2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г.

    № 64, поскольку допускает для лиц, осуществляющих эксплуатацию жилых зданий и помещений, в холодное время года более длительные сроки нахождения (временного хранения) отходов в контейнерах и иных емкостях, находящихся на территории жилых зданий и предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, нарушает право органа местного самоуправления на издание законных муниципальных актов, обеспечивающих безопасные условия для здоровья человека и среды обитания.

    Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

    Представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Минеева О.Н., возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что оспариваемая норма не противоречит федеральным законам либо другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и свобод заявителя.

    Обсудив доводы заявителя, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

    Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

    Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г.

    № 52-ФЗ (в первоначальной редакции) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В силу пункта 3 статьи 23 этого закона содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

    СанПин 42-128-4690-88 утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР в пределах полномочий, предоставленных Положением о государственном санитарном надзоре СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г.

    № 361, и содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.

    Пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и названному соглашению.

    Согласно абзацу второму постановления Государственного комитета РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора от 6 февраля 1992 г.

    № 1 «О порядке действия на территории Российской Федерации нормативных актов бывшего Союза ССР в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения» на территории России действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные бывшим Министерством здравоохранения СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации.

    В настоящее время функции обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, руководитель которой является Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

    Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 64 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.1.2.

    2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», устанавливающие обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. СанПин 2.1.2.2645-10 введены в действие с 15 августа 2010 г. и, следовательно, распространяются на правоотношения, возникшие после 15 августа 2010 г.

    В соответствии с пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

    Суд не может согласиться с доводом заявителя о противоречии оспариваемого нормоположения требованиям пункта 8.2.4 СанПиН 2.1.2.

    2645-10, так как СанПиН 42-128-4690-88 содержат общие требования, в том числе к сбору твердых бытовых отходов, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных пунктов (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий в целом, в то время как СанПиН 2.1.2.2645-10 содержат требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания. Соответственно, пункт 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 устанавливает требования к хранению отходов в дворовых контейнерах (сборниках), пункт 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 – в контейнерах, располагающихся в жилых зданиях и помещениях.

    Таким образом, положения пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 подлежат применению во взаимосвязи с действующими нормативно-правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучения населения в Российской Федерации.

    В силу пунктов 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утверждение правил благоустройства территории городского округа.

    Таким образом, положения пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 не противоречат действующему санитарному законодательству, компетенцию и охраняемые законом интересы заявителя как органа местного самоуправления не нарушают.

    При таких обстоятельствах на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

    Руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

    в удовлетворении заявления главы муниципального образования города Кировска с подведомственной территорией о признании частично недействующим пункта 2.2.1 санитарных правил «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г., отказать.

    Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

    Судья Верховного Суда Российской ФедерацииA.M. Назарова

    Источник: http://kongilfond.ru/news/?ELEMENT_ID=7275

    Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88

    Периодичность вывоза мусора с контейнерных площадок

    2. Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов

    2.1. Общие требования

    2.1.1. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

    2.1.2. Ввиду повышенного эпидемического риска и опасности для здоровья населения специфическими объектами очистки следует считать: медицинские учреждения, особенно инфекционные, кожно-венерологические, туберкулезные больницы и отделения, ветеринарные объекты, пляжи.

    2.1.3. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

    2.1.4. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.

    2.1.5. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений – ассенизационным вакуумным транспортом.

    2.2. Сбор твердых бытовых отходов

    2.2.1. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения.

    Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз).

    В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

    2.2.2. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

    2.2.3. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977).

    Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

    В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

    На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.

    2.2.4. Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при “несменяемой” системе не реже одного раза в 10 дней, “сменяемой” – после опорожнения), деревянные сборники – дезинфицировать (после каждого опорожнения).

    2.2.5. Выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, другие предметы) из сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается.

    2.2.6. Во вновь строящихся жилых домах 5 этажей и более следует устраивать мусоропроводы в соответствии с требованиями ВСН 8-72.

    2.2.7. Вход в мусороприемную камеру необходимо изолировать от входа в здание и в другие помещения. Пол камеры должен быть на одном уровне с асфальтированным подъездом. Категорически запрещается сброс бытовых отходов из мусоропровода непосредственно на пол мусороприемной камеры (в мусороприемной камере должен быть запас контейнеров или емкости в контейнерах не менее чем на одни сутки).

    Емкости с отходами не допускается выставлять за пределы мусоросборного помещения заблаговременно (ранее одного часа) до прибытия специального автотранспорта.

    2.2.8. Мусоропровод, мусороприемная камера должны быть исправными.

    Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный привод, снабженный резиновыми прокладками в целях герметизации и шумоглушения.

    В жилых домах, имеющих мусоропроводы, должны быть обеспечены условия для еженедельной чистки, дезинфекции и дезинсекции ствола мусоропровода, для чего стволы оборудуются соответствующими устройствами.

    Для дезинфекции каналов мусоропроводов следует применять растворы: лизола (8-5%), креолина (8-5%), нафтализола (15-10%), фенола (3-5%), метасиликата натрия (1-3%). Время контакта не менее 0,5 часа. Металлические емкости, контейнеры и каналы мусоропроводов дезинфицировать хлорактивными веществами и их растворами категорически запрещается.

    2.2.9. Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.

    2.2.10. Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.

    Источник: https://base.garant.ru/2156876/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.