Первая приватизация

Приватизация в России: кто ее придумал

Первая приватизация

Виктория Барбаева. Специализация: экономика, финансы. Два высших образования: инженер и финансист. Экономист мебельной компании из Италии. Дата: 29 октября 2019. Время чтения 9 мин.

Ксения Коновалова

В 2019 г. исполнилось 27 лет приватизации в РФ. Это самое грандиозное ограбление народа и государства в истории человечества. С 1992 г. было приватизировано более 150 000 предприятий.

Вместо них создано 33 000 неэффективных организаций с собственниками, которые зарабатывают на спекуляции, а не на развитии производства. Убытки государства исчисляются триллионами долларов.

Кроме того, есть и другие последствия, такие как огромная социальная дифференциация общества и глобальное падение объемов производства.

Разгосударствление собственности осуществлялось в три этапа. В современном мире процесс этот считается частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы.

В РФ в момент перехода к рынку ему отводилась основная роль и результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающую область экономики.

Считается, что приватизацию в России придумал Анатолий Чубайс, однако он был лишь руководителем целой группы экономистов.

Программа и ее идеологи

Первый этап приватизации ваучерный, второй – денежный. У каждого из них имеются свои «авторы», но в целом сама идея разгосударствления собственности начала подготавливаться еще Юрием Владимировичем Андроповым.

Именно он, будучи Председателем КГБ СССР, разглядел в группе молодых питерских студентов, а затем и преподавателей университета, отличавшихся диссидентскими идеями реформирования экономики страны, будущих создателей схемы ограбления всего государства.

Архивное фото

Как пишет в своей книге «Мой XX век. Воспоминания» доктор экономических наук, академик РАН Владимир Алексеевич Виноградов, сам Андропов действительно хотел реформировать страну.

Но его целью было постепенное вхождение в Европу и рыночные отношения с максимальной выгодой для нас.

Как всегда, после смерти лидера его идеи видоизменили, что в результате вылилось в развал государства и его разграбление.

Но как бы там ни было, в 1982 г.

, как только Андропова назначили Генеральным Секретарем ЦК КПСС, создалась специальная комиссия Политбюро, целью которой стала подготовка реформирования советской экономики.

В нее пригласили группу молодых питерских экономистов во главе с Чубайсом, а также Егора Гайдара, работавшего в то время в центре подготовки реформаторов, организованном еще в 1976 г. Косыгиным.

Так вот именно эта группа и придумала ваучеры. Помимо двух главных идеологов, в комиссию входили:

  • Кудрин Алексей Леонидович – председатель Счетной палаты РФ, бывший Министр финансов;
  • Кох Альфред Рейнгольдович – заместитель председателя Правительства (1997 г.), председатель Госкомимущества (1996-1997 гг.);
  • Игнатьев Сергей Михайлович – председатель ЦБ РФ (2002-2013 гг.);
  • Илларионов Андрей Николаевич – советник Президента (2000-2005 гг.);
  • Дмитриева Оксана Генриховна – Министр труда и социального развития при Ельцине. Сегодня – руководитель фракции «Партия роста»;
  • Мордашов Алексей Александрович – миллиардер, владелец и генеральный директор ПАО «Северсталь»;
  • и другие. Игорь Михалев / РИАНовости

Второй этап – денежный (1995 г.). При помощи ваучеров были приватизированы по большей части не слишком крупные организации. За плату предлагались промышленные гиганты и предприятия нефтегазовой отрасли. Здесь идеологом выступил Владимир Потанин. Мошенническая схема проста:

  • государство размещает на счетах банков («ОНЭКСИМ», специально созданный для этих целей совместно с Михаилом Прохоровым, как и МФК (Международный финансовый клуб), принадлежащий ему, а также «Менатеп») суммы, за которые предполагается продать компанию;
  • банк предоставляет Правительству кредиты под залог крупных предприятий;
  • естественно, деньги не возвращались (фактически они были государственными. Это было одно из условий финансирования. Банк же по прошествии времени устраивал залоговый аукцион, где продавал организацию, чтобы вернуть деньги.

Покупатели были известны заранее. Да и цены устанавливались просто смешные для предприятий такого масштаба.

Руслан Кривобок / Ria Новости

Третий этап получил название точечного и начался в 1997 г. Начиная с этого момента и по сегодняшний день государство периодически выставляет на продажу акции своих предприятий.

Зачем это было нужно

Декларируемые цели приватизации имели очень малое отношение к действительности. В Законе говорилось о создании слоя эффективных владельцев компаний и о том, что частная собственность полезнее, чем государственная.

Действительные же цели были совершенно другие. Это была масштабная афера по перераспределению собственности в пользу нового привилегированного слоя. Как признался сам Анатолий Чубайс на семинаре в МГУ, главная задача была достичь точки невозврата, т.е.

развалить старую систему и создать ситуацию, в которой возникнет слой людей, которые мертвой хваткой вцепятся в свою новую собственность и не позволят вернуться прежним порядкам. Он говорил также: «Каждый проданный завод – это гвоздь в гроб коммунизма. Дорого берут – хорошо, дешево берут – тоже хорошо.

Мы и приплачивать готовы, лишь бы коммунисты не вернулись к власти».

Справка! К моменту выборов 1996 г. рейтинг Зюганова составлял более 35%, что обеспечило бы ему легкую победу.

Прежде всего важно было отстранить от приватизации народ. Специально перед началом процесса провели денежную реформу и все накопления граждан обнулили. Потом раздали ваучеры. Вроде бы людям что-то дали и они могут участвовать, а на практике собственность перешла исключительно в руки «своих».

По мнению Абрамова Михаила Давыдовича, президента аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики, ваучеры – это лишь прикрытие с целью легализации уже произошедшей приватизации, т.е. активы разобрали, но это надо было как-то узаконить. На самом деле никто не пытался создавать класс грамотных управленцев.

Василий Симчера, вице-президент российской академии экономических наук, считает, что требовалось каким-то самым дешевым способом получить активы Советского Союза. Простым путем такого сделать было нельзя, поэтому действовали по рецепту великого русского писателя Салтыкова-Щедрина, говорившего: «Если хочешь дело выиграть – запутай его».

Вы считаете приватизацию огромным обманом или справедливым разделением гос имущества?

В 1991 году Россия была второй экономикой планеты – 20% мирового ВВП производилось в нашей стране. По многим позициям мы выходили на 1 место. По прогнозам аналитического центра Абрамова М.А., если бы приватизации не было, то рост экономики составил бы минимум 300%.

Борис Ельцин и Анатолий Чубайс в санатории Волжский утес, Самарская область. Источник: Михаил Клементьев / РИА Новости

Как заявляет Колганов Андрей Иванович, заведующий лаборатории сравнительных исследований экономического факультета МГУ, даже в 2018 г. Россия еще не достигла уровня 1990-1991 гг. по производству.

То, что сегодня говорят, что мы увеличили объемы в 2-3 раза – это формальный расчет, относительно цифр, после развала. На самом деле объем изготовления продукции в реальном секторе экономики (не сырьевом) в 2018 г.

составляет лишь 4% от масштабов 1991 г. Например:

  • металлорежущие станки – 5%;
  • тракторы – 4%;
  • экскаваторы – 6%.

Это практически ничего. Потери громадные. Они оцениваются в 3 триллиона $.

Если говорить о денежном этапе, когда приватизировались предприятия сырьевого комплекса, то и тут ситуация ничуть не лучше. Потанин организовывал залоговые аукционы. По словам А.Б. Чубайса, они были нужны для поднятия рейтинга президента Ельцина, который составлял всего 2%. Было решено, что если срочно не сделать приватизацию, то на выборах победят коммунисты.

Путем аукционов в 1995 г. было приватизировано 12 крупных производств.

Таблица 1. Основные лоты

ПредприятиеДоля, %Сумма,
млн $млрд руб.*
Норильский никель51170,1772,37
Мурманское морское пароходство23,54 12518 730,39
Лукойл5141640,24
ЮКОС45159734,07
Сургутнефтегаз40,1288,9410,43
ОАО «Мечел» (Челябинский металлургический комбинат)151360,02

Источник: С.В. Степашин. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие)/ *курс на день проведения аукциона

Госкомимущество подсчитало, что общая вырученная сумма была меньше, чем прибыль, которую эти производства получали ежегодно, и составляла всего 1% от балансовой стоимости. Аналитические изыскания Степашина С.В. показали также, что:

  • занижение цен на аукционах 1997-1998 гг. привело к потерям в 115 млрд руб.;
  • итогом нарушений при продаже 85% акций ОАО «Восточная нефтяная компания» в 2002 г. стало недополучение казной в 425 млн $, или 13,3 млрд руб.;
  • при продаже ОАО «Тюменская нефтяная компания» в 2003 г. ее стоимость была уменьшена на 920 млн $, или 28,2 млрд руб.

И так по всем организациям. Другими итогами приватизации можно считать:

  • социальную дифференциацию. Доходы россиян сегодня отличаются более чем в 50 раз. Это прямое следствие схем;
  • основные средства многих организаций попали в руки иностранных инвесторов;
  • другая часть и вовсе оказалась у жуликов и воров, которые не собирались развивать производство, и бизнес стал убыточным;
  • материалоемкость (затраты сырья на единицу произведенной продукции) повысилась в 6 раз;
  • производительность труда понизилась в 4 раза. Сергей Степашин. Источник: Нина Зотина / Ria Новости

Источник: https://yakapitalist.ru/news/privatizaciya-v-rossi/

Приватизация жилья в России: история и статистика

Первая приватизация

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 лет назад, 4 июля 1991 г. председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О приватизации жилищного фонда», который положил начало приватизации жилья в России.

Предыстория

До перестройки законодательство СССР не допускало полноценной частной собственности на жилье. Даже индивидуальные жилые дома находились в государственной или личной собственности, которую нельзя было открыто продавать или покупать. Похожий статус был у жилищных и жилищно— строительных кооперативов, которые разрешено стало создавать в 1958 г. для получения жилья в многоквартирных домах.

2 декабря 1988 г. Совет министров СССР принял постановление «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда».

Согласно документу, получение гражданами квартир в личную собственность должно было «способствовать бережному отношению к жилью и повышению его долговечности, а также закреплению кадров».

Соответствующие законы были приняты и на уровне РСФСР в 1989 г.

В 1990 г. советским и российским законодательством была разрешена частная собственность, процесс приватизации жилья был запущен в странах Прибалтики и Казахской ССР. Однако в РСФСР к тому времени было приватизировано всего 0,09% жилого фонда, поскольку для этого требовалось выкупить квартиру у государства.

Закон о приватизации

4 июля 1991 г. председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», который предусматривал «бесплатную передачу или продажу в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде».

С 23 декабря 1992 г. закон носит название «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и действует до сих пор с изменениями.

Согласно документу, жилье может перейти в частную собственность при согласии проживающих в квартире или в доме, при условии своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг и ряда других условий.

В частности, не подлежат приватизации квартиры в аварийных домах и служебные помещения (общежития, жилье в закрытых военных городках).

Приватизация является добровольной. При желании проживающие могут не переводить свое жилье в частную собственность. В этом случае они заключают с собственником (в частности, с муниципалитетом) бессрочный договор социального найма.

В его рамках они не имеют права в полной мере распоряжаться жилым помещением, например, продавать или сдавать в аренду, а также обязаны оплачивать установленную арендную ставку.

Но при этом они освобождаются от налога на недвижимость и платы за капитальный ремонт, что является обязанностью собственников приватизированного жилья.

Действующим законодательством также допускается деприватизация — отказ от ранее осуществленной приватизации и переход на договор социального найма.

Сроки

Закон от 4 июля 1991 г. не вводил каких-либо сроков окончания бесплатной приватизации жилья, однако Жилищный кодекс (ЖК) РФ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 г. процедуры бесплатной приватизации не предусматривает.

С 1 марта 2005 г., после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, почти все действовавшие ранее регулирующие акты в области ЖКХ были отменены, однако для закона о приватизации было сделано исключение.

Первоначального его планировалось отменить 1 января 2007 г., однако затем эти сроки переносились пять раз. 29 февраля 2016 г. президент РФ Владимир Путин отложил окончание сроков бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2017 г.

Обсуждается вопрос и о дальнейшем ее продлении.

Статистика

По данным Росстата, к 2000 г. в частную собственность перешло 47% от общего числа подлежащего приватизации жилья, к 2010 г. — 75%.

Согласно последним публиковавшимся данным Росстата, на 1 января 2015 г. всего в России приватизировано 30 млн 158 тыс. жилых помещений общей площадью 1 млрд 489 млн кв. м, т. е. 79% от подлежащих приватизации. В январе 2016 г. глава Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень сообщил, что процент приватизированного жилья по России составляет около 80%.

Процент приватизированных квартир между регионами разнится. Например, в Чувашии он составляет 83,3%, в Хабаровском крае — 76,5%.

В Москве, по данным департамента городского имущества на апрель 2016 г., приватизировано 2,8 млн квартир (более 85%), из них в 2015-2016 гг. перешли в частную собственность 60,7 тыс.

Источник: https://finance.rambler.ru/realty/34086039-privatizatsiya-zhilya-v-rossii-istoriya-i-statistika/

История приватизации в России. Справка

Первая приватизация

Указ президента РФ Бориса Ельцина “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий” от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.

Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество).

14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”.

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций – чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году – до 112,6 тысяч.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

https://www.youtube.com/watch?v=VEgVoj9NPdc

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года “Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ “О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности”. В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ” от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным “продлить” денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Приватизация осуществляется на плановой основе.

По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму.

Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Источник: https://ria.ru/20110530/381713462.html

В каком году началась приватизация

Первая приватизация

Приватизация жилья – бесплатное оформление жилых квадратных метров из государственной, муниципальной собственности в личные права владения граждан. Стартовала обозначенная программа с начала 1991 года. Но фактически началом приватизации квартиры считается сентябрь 1992 года.

Когда собственно началась и представлена программа приватизации жилья в России?

Слухи о запуске программы приватизации ходили еще до момента ее начала. Еще до первых оформлений заговорили, что она будет на безвозмездной основе.

Изначально предусматривалась денежная приватизация, но она потерпела крах, поскольку всего 0,2% граждан в то время решились на такую процедуру.

Начало приватизации жилья непосредственно в России – 4 июня 1991 года согласно принятому закону РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации».

Сроки приватизации недвижимости в России

Что касается непосредственно сроков проведения приватизации муниципального жилья, то изначально программа была обозначена до 1 марта 2015 года. Затем продлена до 2016 года, и далее до 2017 года.

На сегодня решен вопрос о бессрочном продлении бесплатной процедуры передачи государственного, муниципального жилья в частное владение российских граждан. Постановление было подписано от 10.02.2017 года.

Переоформить на себя квартиру в любое время имеют право несколько категорий граждан. К ним относятся:

  • граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы, после освобождения;
  • те, кто длительное время находился за пределами российского государства в командировке;
  • на основании судебного решения, если суд признает представленные причины основательными;
  • физические и юридические лица, которые встали на жилищный учет переоформления права собственности до 01.03.2015 года;
  • дети-сироты;
  • ветераны войны;
  • граждане, ожидающие расселение из старых домов.

Такая возможность для всех граждан предоставляется только один раз в жизни. Исключение: несовершеннолетние имеют право дважды подать заявление на переоформление – до достижения ими 18 лет и после совершеннолетия, но тоже один раз.

Для начала оформления приватизации требуется подать заявление в администрацию по месту расположения жилья или в жилищный отдел, чтобы составить договор о передаче квадратных метров во владение нового собственника. Заявление и требуемую документацию можно подать в многофункциональные центры по месту жительства.

Родителем, опекунам, а также воспитателям детей-сирот нужно иметь одобрение от органов опеки и попечительства.

Бесплатное оформление

Процедура передачи государственного, муниципального жилья в частное владение делается бесплатно. Единые условия для ее осуществления:

  • право на проведение приватизационного процесса, к примеру, правообладатель ранее не проводил подобного переоформления;
  • несовершеннолетние обязаны участвовать в процедуре, а именно в равных правах;
  • переоформление может проводиться исключительно по согласованности между всеми жильцами, если недвижимость будет иметь долевой характер. В случае передачи обозначенного жилья в единоличное пользование остальные претенденты должны предоставить заверенный в нотариате письменный отказ.

Но несмотря на то что процедура бесплатная, все же потребуется оплата некоторых услуг:

  • оплата стоимости выдачи требуемых документов и справок;
  • нужно оплатить госпошлину за выдачу свидетельства о праве собственности Росреестром;
  • если процессом сбора документов занимается юрист, то нужно оплатить его услуги;
  • это же касается и заверения доверенности, выписок, отказа в переоформлении.

Приватизация может быть переведена в статус платной процедуры, что может ощутимо отобразиться на бюджете граждан, решивших провести переоформление имеющихся квадратных метров, которыми они пользуются по договору социального найма.

Оплата обязательной государственной пошлины при регистрации прав собственности в Росреестре:

  • для физических лиц составляет 2000 рублей;
  • для юридических лиц – 22 000 рублей.

Представленное положение регламентировано пп. 22 п. 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Почему лучше приватизировать квартиру?

Гражданин, получивший в свое владение квадратные метры, вправе распоряжаться ими на свое усмотрение. Можно продать, подарить, передать по наследству и прописывать кого-либо по своему желанию. Среди преимуществ:

  • обозначенное жилье находится в собственности, поэтому выселить из него муниципальные органы не вправе;
  • можно делать ремонт или перепланировку, хотя последнее нужно непременно согласовывать с БТИ;
  • при приватизации квартиры всем участвующим лицам предоставляются равные доли квадратных метров.

Но переоформить квартиру можно при наличии согласия всех прописанных на обозначенных квадратных метрах. При этом главным условием считается включение в список собственников несовершеннолетних детей.

Свидетельствующим фактом владения приватизированной собственностью считается обязательная регистрация прав в регистрационной палате. В отмеченном органе нужно получить договор на передачу жилья в собственность.

Только после этой процедуры может быть осуществлена передача жилых помещений в собственность новому владельцу.

В основном общий процесс переоформления происходит в течение трех месяцев. Большая часть времени уходит на проверку представленных документов.

Как началась приватизация жилья?

До начала перестройки у граждан СССР не было возможности иметь жилье в частном владении и тем более продавать его открыто. Предпосылкой для создания программы приватизации послужило разрешение в 1958 году на создание строительных кооперативов, чтобы иметь возможность гражданам получить квадратные метры в многоквартирном доме в собственность.

Спустя 30 лет, в 1988 году было принято постановление правительства, где отмечалось, что граждане могут приобретать в собственность квадратные метры от государства и жилищного фонда.

Но в документе также прописывалось, что новые владельцы непременно должны бережно относиться к жилплощади и повышать его долговечность.

Впервые на основании этого появилась возможность приватизировать жилье гражданам, которые жили в квартирах по заключенному ими с государством, муниципалитетом договору социального найма.

Закон о приватизации был принят еще в 1991 году. Но на его основании гражданам приходилось в ходе переоформления в личную собственность жилья уплачивать разницу между ценой квартиры и непосредственно ценой «бесплатного жилья». Поэтому такая процедура проходила не так быстро, как рассчитывало государство. Поэтому был принят законопроект, что приватизация с 1993 года станет бесплатной.

На сегодня оформление приватизации жилья основано на добровольной основе. При желании перевести муниципальное жилье в личное надо иметь письменное согласие всех участников, а именно тех лиц, что имеют непосредственное право на определенную долю квадратных метров. Такая процедура бесплатная. В процессе переоформления в первую очередь нужно:

  • написать заявление;
  • составить договор;
  • подать бумаги в регистрационную службу;
  • направить все бумаги в БТИ.

Процесс переоформления прав собственности имеет бессрочный характер, поэтому у граждан имеется возможность получить в личное владение жилье, которое находится на государственном, муниципальном балансе. За гражданами остается право отказаться от уже приватизированных квадратных метров и вернуть их снова прежнему владельцу (государству, муниципалитету).

Источник: https://privatizacia.info/kogda-nachalas-v-rossii/

Как нам создавали хозяев. К годовщине начала приватизации

Первая приватизация

11 июня 1992 года Верховный Совет РФ утвердил государственную программу приватизации.

В этом году правительство намерено вернуться к практике продажи государственных активов как средства для пополнения бюджета. Сегодня, когда мы справляем 24-ю годовщину первой редакции правил распродажи государственной собственности, стоит поговорить о том, как тонка грань между понятиями «торговать госсобственностью» и «торговать государством».

Предпродажная подготовка

Прологом к переходу государственной собственности в частные руки стало образование Госкомимущества РСФСР в июле 1990 года, а также принятие в конце 1990 года закона «О собственности в РСФСР». Он не только разрешил частную собственность, но и определил само понятие «приватизация», которую теперь оставалось только провести.

Кроме того, эти события были своего рода ответом на провозглашение экономического суверенитета в союзных республиках – соответствующие решения республиканских Верховных Советов принимались на протяжении 1990 года. «Своего рода» – потому что на самом деле в СССР подобные решения даже во фрондирующей Прибалтике никогда бы не были приняты без предварительного ободряющего кивка Москвы.

Сегодня об этом важном предварительном этапе забывают, однако именно решения 1990 года уничтожили само понятие «общесоюзная собственность». К 1991 году она превратилась в собственность союзных республик, а распад СССР стал неизбежен.

В июле 1991 года для процесса приватизации был принят отдельный закон. И, несмотря на то, что программу приватизации утвердили только в июне 1992-го, первые продажи стартовали раньше: скажем, первый аукцион провели уже в апреле 1992 года. Впрочем, это была лишь тренировка.

Первый этап приватизации так и назывался – малая приватизация, в ходе которой с молотка пошли мелкие объекты преимущественно сферы услуг: торговли, общественного питания.

Кроме того, программа установила первичные правила игры: какие предприятия могут быть приватизированы, какие приватизируются в обязательном порядке, условия приватизации, льготы трудовым коллективам и тому подобное.

Ускоренное построение капитализма

Глава Госкомимущества (1991-1994) РФ Анатолий Чубайс, в чьём ведении и находился процесс превращения социалистического государства в капиталистическое, описал события начала 1990-х так: «Целью приватизации является построение капитализма в России, причём в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия».

Непременным условием построения капитализма, как известно, является стадия первоначального накопления капитала. Она, в свою очередь, состоит из экспроприации средств производства насилием или обманом и их концентрации для создания капиталистических предприятий.

Создавать предприятия не было нужды – они были созданы в ходе индустриализации 1930-х годов и восстановления народного хозяйства 1940-1950-х. Поэтому характеристика приватизации как одного из самых масштабных ограблений в истории – это не преувеличение и не клевета.

Сам архитектор приватизации вслед за Адамом Смитом и Карлом Марксом называет её так, пускай и другими словами.

Конкретно это было реализовано в ходе ваучерной приватизации. Её механизм сводился к оценке государственной собственности, выпуске и распределению между гражданами России эквивалента этой стоимости, разделённого на число граждан – приватизационного чека.

Который мог быть обменян на акции одного из приватизируемых предприятий. Но чаще граждане просто продавали чек одному из инвестфондов в среднем за 15 долларов. Примерно как английские крестьяне продавали свои наделы в ходе огораживания, позволяя возникнуть крупным овцеводческим фермам и ткацким фабрикам.

На этой стадии продавались уже более крупные и привлекательные активы (заводы).

Когда же необходимая видимость приличия произошедшего была соблюдена, началась приватизация взрослая: продажа наиболее привлекательных активов.

Длится она с залоговых аукционов (механизм продажи через невозврат правительством кредита, взятого под залог пакета акций какой-либо компании) до сегодняшнего дня. Сегодня, разумеется, невозможна ситуация, когда половина компании «Сибнефть» была бы продана за несколько процентов своей реальной стоимости.

Однако дело ведь совсем не только в цене.

Оценка запасов нефти, угля, руд, добываемых этими компаниями, кратно превышает продажную стоимость, а характер производства гарантирует как минимум безубыточность: потребность в сырье сохранится до тех пор, пока существует глобальная экономика в её сегодняшнем виде. Таким образом, продажа крупных сырьевых компаний, а также естественных монополистов – это лишь передача права взимания ренты за выплату разового бонуса.

Удивительно, но несмотря распродажу государственного имущества, длящуюся почти четверть века, на госсектор приходится от 50 до 70% российской экономики.

Новая распродажа

Сегодня, по словам чиновников, Россия приступает к очередному этапу большой приватизации.

Алексей Улюкаев, министр экономического развития: «В этом году мы возвращаемся к приватизации крупных активов наших, крупнейших и лучших компаний, и сырьевого сектора, таких как “Роснефть” и “Башнефть”, “Алроса”, и банковского сектора, таких как банк ВТБ, и транспортного сектора – это компания “Совкомфлот”».

В качестве причин такого шага называется покрытие дефицита бюджета, вызванного падением стоимости нефти на мировых рынках, а также, в ряде случаев, невозможность кредитоваться из-за санкций.

Хотелось бы верить, что причина действительно в этом, а не в плате за лояльность олигархам, которые по итогам предыдущих этапов и без того стали владельцами активов, на создание которых в других капиталистических странах уходит 2-3 поколения.

Однако главный смысл происходящего описывается совсем не категориями нравственности.

Если копнуть немного глубже, то выяснится: грядущая распродажа активов вовсе не реакция на колебания стоимости нефти на мировых биржах, а запланированное мероприятие. Игорь Шувалов, первый вице-премьер: «Долю госсектора в экономике России к концу нынешнего политического цикла [до 2018 года – И.З.] необходимо сократить… до 25%» (2014).

Оперирование процентами в таком вопросе наводит на мысль, что у государства отсутствует стратегия в отношении своей собственности (в каких ключевых отраслях присутствие государства должно быть сохранено или даже усилено), а фраза «Долю госсектора…

необходимо сократить» описывает лишь точку зрения крупного бизнеса на долю ренты, которую не жалко оставить государству на прокорм.

***

В начале этого материала мы неслучайно обратили внимание на ключевой момент приватизации: распил общесоюзной собственности и экономический сепаратизм предваряли политическое решение о ликвидации союзного государства. То, что его больше нет, не означает, что этот закон перестал работать.

Грань, после которой приватизация активов перерастает в приватизацию государства, его органов и функций, не просто трудноуловима, её в принципе не существует.

Хотя и можно сказать, что малая приватизация отдаёт бизнесу малую толику влияния, а залоговые аукционы – позволяют полностью контролировать политический процесс.

Заканчивается это всегда одинаково – осознанием, что государству и 10% хватит, а президента пора сменить на более послушного. После чего распродажа остатков собственности перестаёт описываться не только интересами государства, но и процентами: собственность при капитализме – привилегия сильного.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kak-nam-sozdavali-khoziaiev-k-24-lietiiu-nachala-privatizatsii

Приватизация жилья в России. Досье

Первая приватизация

ТАСС-ДОСЬЕ. 8 февраля Госдума приняла поправку о бессрочном продлении бесплатной всеобщей приватизации жилых помещений.

Ранее законодательство предусматривало, что бесплатная приватизация завершится 1 марта 2017 г.

Предыстория

До перестройки законодательство СССР не допускало полноценной частной собственности на жилье. Даже индивидуальные жилые дома находились в государственной или личной собственности, которую нельзя было открыто продавать или покупать. Похожий статус был у жилищных и жилищно-строительных кооперативов, которые разрешено стало создавать в 1958 г. для получения жилья в многоквартирных домах.

2 декабря 1988 г. Совет министров СССР принял постановление “О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда”.

Согласно документу, получение гражданами квартир в личную собственность должно было “способствовать бережному отношению к жилью и повышению его долговечности, а также закреплению кадров”.

Соответствующие законы были приняты и на уровне РСФСР в 1989 г.

В 1990 г. советским и российским законодательством была разрешена частная собственность, процесс приватизации жилья был запущен в странах Прибалтики и Казахской ССР. Однако в РСФСР к тому времени было приватизировано всего 0,09% жилого фонда, поскольку для этого требовалось выкупить квартиру у государства.

Закон о приватизации

4 июля 1991 г. председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон “О приватизации жилищного фонда в РСФСР”, который предусматривал “бесплатную передачу или продажу в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде”.

С 23 декабря 1992 г. закон носит название “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” и действует до сих пор с изменениями.

Согласно документу, жилье может перейти в частную собственность при согласии проживающих в квартире или в доме, при условии своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг и ряда других условий.

В частности, не подлежат приватизации квартиры в аварийных домах и служебные помещения (общежития, жилье в закрытых военных городках).

Приватизация является добровольной. При желании проживающие могут не переводить свое жилье в частную собственность. В этом случае они заключают с собственником (в частности, с муниципалитетом) бессрочный договор социального найма.

В его рамках они не имеют права в полной мере распоряжаться жилым помещением, например, продавать или сдавать в аренду, а также обязаны оплачивать установленную арендную ставку.

Но при этом они освобождаются от налога на недвижимость и платы за капитальный ремонт, что является обязанностью собственников приватизированного жилья.

Действующим законодательством также допускается деприватизация – отказ от ранее осуществленной приватизации и переход на договор социального найма.

Сроки

Закон от 4 июля 1991 г. не вводил каких-либо сроков окончания бесплатной приватизации жилья, однако Жилищный кодекс (ЖК) РФ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 г. процедуры бесплатной приватизации не предусматривал.

С 1 марта 2005 г., после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, почти все действовавшие ранее регулирующие акты в области ЖКХ были отменены, однако для закона о приватизации было сделано исключение.

Первоначального его планировалось отменить 1 января 2007 г., однако затем эти сроки переносились пять раз. 29 февраля 2016 г. Путин отложил окончание сроков бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2017 г.

27 января 2017 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым было предусмотрено, что после 1 марта бесплатно приватизировать жилье могли только дети-сироты, граждане, проживающие в аварийном жилье, и жители Крыма и Севастополя. 7 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сделать приватизацию жилья бесплатной и бессрочной для всех граждан.

Статистика

По данным Росстата, к 2000 г. в частную собственность перешло 47% от общего числа подлежащего приватизации жилья, к 2010 г. – 75%. Согласно последним публиковавшимся данным Росстата, на 1 января 2015 г.

всего в России приватизировано 30 млн 158 тыс. жилых помещений общей площадью 1 млрд 489 млн кв. м, то есть 79% от подлежащих приватизации. В январе 2016 г.

глава Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень сообщил, что процент приватизированного жилья по России составляет около 80%.

Процент приватизированных квартир между регионами разнится. Например, в Чувашии он составляет 83,3%, в Хабаровском крае – 76,5%. В Москве, по данным департамента городского имущества на апрель 2016 г., приватизировано 2,8 млн квартир (более 85%). Всего в 2016 г., по данным столичного управления Росреестра, было зарегистрировано 75 тыс. 758 прав на жилые помещения.

Источник: https://tass.ru/info/3426534

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.