Плоскостной объект недвижимости

Что не нужно ставить на кадастровый учет?

Плоскостной объект недвижимости

Проблема заключается в том, что далеко не всегда ясно, относится ли постройка к недвижимости или нет.

По основному определению в Гражданском кодексе к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также жилые и нежилые помещения и машино-места. 

На практике, в том числе при вынесении судебного решения, одного того признака недостаточно. Поэтому со временем были выработаны, пусть не утвержденные, но достаточно обоснованные критерии отнесения объекта к недвижимому имуществу:

  • невозможность перемещения без ущерба назначению;
  • не сборно-разборный характер конструкции;
  • наличие прочно связанного с общей конструкцией капитального фундамента;
  • наличие подведенных стационарных или временных коммуникаций;
  • соответствие назначения виду разрешенного использования земельного участка;
  • отнесение к объектам капитального строительства по материалам ранее проведенной технической инвентаризации, проектной и иной документации;
  • наличие разрешения на строительство;
  • самостоятельное нахождение в гражданском обороте;
  • объект не является составной частью объекта капитального строительства.

Также существуют сводные перечни видов объектов, предложенные Управлением Росреестра по Московской области с целью выработки единой правоприменительной практики в письме №50-700-10.1017/19 от 07.02.2019.

Перечень объектов, не относящихся к объектам недвижимости:

  1. Участки недр, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, предприятия как имущественные комплексы.
  2. Временные постройки, киоски, навесы.
  3. Объекты, в наименованиях которых присутствуют слова “сборно-разборный”.
  4. Ограждение и забор.
  5. Автомобильная дорога с дорожным покрытием из гравия и щебня.
  6. Пруды, водохранилища.
  7. Краны стационарные (мостовые, портальные, козловые, консольные, краны-штабелеры), подкрановые пути.
  8. Составные части автомобильных дорог:
    1. светофорные сигнализации;
    2. пешеходные дорожки;
    3. автопарковки;
    4. остановочные пункты;
    5. асфальтовые покрытия;
    6. тротуары.
  9. Лестницы.
  10. Башни сотовой связи.
  11. Могилы, могильники для захоронения отходов, мусора, животных, пункты захоронения отходов, скотомогильники.
  12. Беседки.
  13. Плоскостные объекты благоустройства: площади, площадки (в т.ч. смотровые), замощения.
  14. Земляная насыпь.
  15. Объекты благоустройства с многолетними насаждениями: парки, скверы.
  16. Плоскостные объекты спорта: площадки (волейбольные, баскетбольные), футбольные поля, поля для гольфа, хоккейные коробки, катки, теннисные корты.
  17. Картодромы, автодромы.
  18. Аттракционы.
  19. Питомники для служебного собаководства, городок для служебных собак, вольеры для животных.
  20. Мачты (осветительные, радиомачты).
  21. Ёмкости, резервуары (подземные, наземные), баки.
  22. Металлические здания.
  23. Мелиоративные трубчатые сооружения.
  24. Блочный пункт на газопроводе высокого и низкого давления.
  25. Торговый павильон, совмещенный с остановкой общественного транспорта.
  26. Рекламная конструкция.
  27. Остановочно-торговый комплекс.
  28. Мемориальные доски.
  29. Фонтаны.
  30. Силосные ямы, выгребные ямы.
  31. Водозаборные скважины, созданные физическими лицами на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства.
  32. Колодцы, созданные физическими лицами на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства.
  33. Веранды.

Объекты, которые могут быть отнесены к объектам недвижимого при наличии разрешения на строительство (ввод в эксплуатацию) или судебного акта, из которого прямо следует, что объект является объектом недвижимости:

  • Автостоянки.
  • Памятники известным людям, мемориальные композиции (комплексы), являющиеся объектами культурного и исторического наследия.
  • Памятники выдающимся людям, скульптурные композиции, посвященные историческим событиям, обелиски, не являющиеся объектами культурного и исторического наследия.
  • Полигоны, омшаники.
  • Гидрометеорологические объекты, метеорологические станции. 6. Дамбы.
  • Подпорные стенки.
  • Водозаборные скважины, артезианские скважины.
  • Колодцы.
  • Золошлакоотвалы, хвостохранилища.
  • Береговые объекты навигации.
  • Взлетно-посадочные полосы.
  • Галереи.
  • Пожарный пирс.

Более подробный разбор классификации недвижимости доступен в Справочнике кадастрового инженера.

Источник: https://xn--80aalw7afh.xn--80adxhks/news/145

Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 июля 2014 г. N Д23и-2426 Об отнесении конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений к объектам недвижимости

Плоскостной объект недвижимости

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел в пределах своей компетенции обращение и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г.

N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” устанавливает, что автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”).

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

На основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений; особенности осуществления кадастрового учета автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также земельных участков, предназначенных для размещения таких автомобильных дорог, могут быть установлены федеральным законом (часть 10 статьи 25 Закона о кадастре).

Таким образом, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости, может быть решен при проведении кадастровых работ и государственного кадастрового учета.

В соответствии со статьей 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании:

– правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (представление не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом о регистрации порядке);

– разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе).

Статьей 51 ГрК установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).

Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).

Учитывая изложенное, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости, может быть решен также на стадии получения разрешительной документации.

Вместе с тем позиция судов по указанному вопросу (постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2010 г. по делу N А63-17028/09, от 5 марта 2011 г. по делу N А63-9195/2010, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2011 г. по делу N А63-11904/2010, от 7 марта 2013 г.

по делу N А63-10604/2012, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2010 г. по делу N А49-11707/2009, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2009 г. по делу N А05-3071/2009, от 11 октября 2010 г. по делу N А26-2336/2010, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2012 г.

по делу N A33-737/2011, и др.) сводится к следующему.

Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.

В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта.

Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.

В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.

Таким образом, судами делается вывод о необходимости представления доказательств того, что подъездная дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.

В силу статей 16, 22 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет сооружения осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и технического плана сооружения.

При этом сведения о сооружении, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане в том числе на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (часть 8 статьи 41 Закона о кадастре).

Таким образом, учитывая положения части 8 статьи 41 Закона о кадастре, в случае, если выдача разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подготовка проектной документации объекта недвижимости предусмотрена действующим законодательством, технический план объекта недвижимости должен быть подготовлен на основании такого разрешения или проектной документации, копии которых подлежат обязательному включению в состав приложения к техническому плану.

Разъяснено, что вопрос отнесения объекта к недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ и государственного кадастрового учета, а также на стадии получения разрешительной документации.

Так, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости. Он включает отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдачу в эксплуатацию.

Согласно позиции судов вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

В частности, ими делается вывод о необходимости представления доказательств того, что подъездная дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для его строительства, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.

По мнению Минэкономразвития России, права на дорожное покрытие из гравия и щебня не подлежат госрегистрации.

Также отмечается, что если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подготовка проектной документации на него предусмотрены действующим законодательством, техплан объекта должен быть оформлен на основании такого разрешения или проектной документации. Копии последних включаются в состав приложения к техплану.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70601032/

Плоскостные объекты в строительстве

Плоскостной объект недвижимости

Определение 1

Плосткостной объект благоустройства – это декоративный, технический или растительный компонент, используемый как составная часть благоустройства территории.

Качественные характеристики поверхностей планировочных элементов играют большое значение в организации городских открытых площадок, здесь они выполняют роль объектов ландшафтной архитектуры.

К плоскостным элементам благоустройства относят:

  • городские скверы, площади;
  • тротуары и пешеходные дорожки;
  • садово-парковые дороги;
  • общественные площадки различного назначения.

Замечание 1

Все вышеперечисленные элементы создают неповторимый образ города и способствуют формированию комфортной городской среды.

Качество благоустройства территорий оценивается по степени выполнения площадками основных функций (архитектурно-планировочных, градостроительных, эстетических, рекреационных, санитарно-гигиенических).

Пешеходные зоны, дорожки и тротуары рассматриваются отдельно в соответствии с основными положениями современных норм (СНИПов и СП).

Рисунок 1. Главные и второстепенные аллеи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Плоскостные элементы благоустройства классифицируются на основе значимости планировочного элемента в условиях того или иного объекта ландшафтной архитектуры и функциональной его направленности. Объекты ландшафтной архитектуры могут включать в себя плоскостные элементы благоустройства, разделяемые на три группы:

  • пешеходные коммуникации;
  • транспортные коммуникации;
  • площадки.

Классы плоскостных элементов

Главные пешеходные дорожки и аллеи относятся к первому классу и имеют большое композиционное значение в рамках целого проекта. Они соединяют главные входы с основными узловыми точками (сооружение или функциональная площадь). Такие дорожки и аллеи возводятся с целью обеспечения основных маршрутов движения людей.

Ширина пешеходных аллей и дорожек колеблется от 5 до 50 метров и может зависеть от масштабов самого объекта и интенсивности движения пешеходов (она может достигать 600 чел./ч). Чаще всего главные дорожки рассчитываются на круглогодичное использование.

Иногда при их проектировании и строительстве допускают эпизодический проезд автотранспорта.

Второстепенные аллеи и дороги относят ко второму классу, поскольку они распределяют пешеходов по объекту, соединяя тем самым второстепенные входы и функциональные зоны, обеспечивая перемещение людей внутри зон. Допускаемая ширина таких дорог – от 3 до 12 метров. Второстепенные аллеи допускается применять при интенсивности движения до 300 чел./ч. Они также могут быть рассчитаны на круглогодичное использование.

Дополнительные пешеходные дороги соединяют основные и второстепенные аллеи, поэтому относятся к третьему классу.

Дополнительные дорожки могут связывать между собой различные планировочные элементы и чаще всего используются для прогулок.

Ширина таких дорожек составляет от 0,75 до 3 метров, интенсивность движения по ним пешеходов минимальная. Возможно как круглогодичное их использование, так и сезонное.

Велосипедные дорожки относятся к четвертому классу и нередко располагаются вдоль основных или второстепенных дорожек. Помимо этого, допускается проектировать велосипедные дорожки в виде обособленных маршрутов.

В данную классификацию также включены дороги для конных прогулок верхом, в экипажах или санях (пятый класс). Они проектируются исключительно в виде обособленных маршрутов и имеют ширину от 2,5 до 6,5 метров.

Хозяйственные проезды и дороги относятся к шестому классу и могут использоваться для ограниченного движения автотранспорта.

Пассажирский транспорт, перемещающийся внутри паркового ансамбля, создается в парках, площадь которых превышает 300 га, а в случаях со сложным ландшафтом – свыше 100 га.

Такой транспорт может использоваться как для осмотра достопримечательностей, так и выполнять функции аттракциона. Канатные дороги допускается устраивать с уклоном до 80%, а скорость из движения не должна превышать 14 км/ч.

Скорость движения транспорта на монорельсовых дорогах – до 40 км/ч, приблизительная пропускная способность – 20-25 тыс. чел/ч.

Как правило, ширина дорожек садово-парковых ансамблей зависит от количества посетителей и принимается кратным 0,75 метра (ширина одной полосы движения). Современные градостроительные нормы рекомендуют принимать пропускную способность пешеходной полосы шириной 1 метр не более 400 чел./ч.

Эта цифра может обеспечить комфортное перемещение посетителей. В периоды проведения массовых мероприятий ширину главных аллей допускается увеличивать за счет боковых газонных полос, предусматривающих разовые нагрузки.

Следует заметить, что при проектировании главной трехполосной аллеи рекомендуется ширину средней полосы принимать с коэффициентом 0,8 от суммы крайних.

Покрытие как главных, так и второстепенных дорог и аллей должно быть устойчиво к атмосферным воздействиям. Любые дорожки должны обеспечивать отвод поверхностных, ливневых и других вод.

Поскольку покрытия предназначаются в большей мере для пешеходов, они должны быть ровными, но не скользкими. Важная роль здесь отводится декоративным свойствам покрытий, которые выбираются исходя из функционального назначения.

Рекомендуемая нормативной литературой классификация покрытий основывается на характере эксплуатации и материале.

В прибрежных городах нередко для покрытия пешеходных дорожек используют речную и морскую гальку.

Асфальтовые покрытия являются более практичными и долговечными, но при нагревании солнечными лучами, такие поверхности размягчаются и излучают тепло.

Помимо этого, асфальтовое покрытие имеет низкие декоративно-художественные показатели. После каждого вскрытия какого-либо участка на них остаются характерные следы, которые тяжело замаскировать.

Парковые дороги с максимально интенсивным движением имеют основание в виде слоя щебня (10 – 15 сантиметров). Основные покрытие выполняется чаще всего из природного камня. Места с наибольшей влажностью снабжаются дренажными системами (элементарный ее аналог – слой гравия, щебня или песка).

Швы таких дорожек заполняются песком либо заливаются цементно-песчаным раствором. Допускается при строительстве дорожек с незначительной нагрузкой укладывать плиты (каменные блоки) на песчаный слой с обязательной заделкой швов песком.

Не допускается применение песчаного слоя на влажных почвах без щебеночного основания.

Функциональное разделение

По функциональному назначению площадки принято разделять на шесть видов.

  • площадки для отдыха взрослых людей (проектируются из условий обеспечения кратковременного тихого отдыха взрослых людей);
  • детские площадки (проектируются из условий возможности пребывания и отдыха детей различных возрастных групп);
  • спортивные площадки (сюда относятся игровые площадки для различных видов спорта и оздоровительной гимнастики);
  • хозяйственные площадки (проектируются из условий возможности размещения на них мусоросборников и прочих хозяйственных объектов);
  • площадки для выгула собак (сюда относятся территории, предназначенные для организованного выгула или дрессировки домашних животных в городских условиях);
  • площадки для парковки (места для организованного временного размещения автомобилей).

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/ploskostnye_obekty_v_stroitelstve/

Верховный суд не отделил «плоскостной объект» от участка // Право собственности на него признано отсутствующим

Плоскостной объект недвижимости

Сегодня экономическая коллегия Верховного суда (ВС) признала отсутствующим право собственности на недостроенную благоустроенную площадку во Владивостоке. Иск предъявило территориальное управление (ТУ) Росимущества в Приморском крае.

Его удовлетворение исключает для обладателей площадки возможность получить право на земельный участок, занятый ею, и позволяет Росимуществу свободно распорядиться участком.

Ранее нижестоящие суды отказывали в иске как по существу, так и в связи с пропуском исковой давности.

Проблема статуса объектов, улучшающих участок, но не являющихся строениями (таких как дороги, клумбы, ограды и т.п.), стала почти классической. Вероятно также, что ее можно считать решенной.

Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью, сказано в п. 38 постановления Пленума ВС от 23 июня 2015 года № 25 о применении раздела I части первой Гражданского кодекса.

Рассмотренный сегодня спор дал ВС удачную возможность применить это разъяснение в конкретном деле (дело № А51-12453/2014).

ТУ Росимущества добивалось признания отсутствующим права собственности на благоустроенную площадку площадью 1227 кв. м, состоящую из щебневой подстилки и асфальта. Иск предъявлен к зарегистрированному правообладателю – ООО «Омега лайн» – и Владивостокскому государственному университету экономики и сервиса, в чьем бессрочном пользовании находится участок.

Изюминкой спорного объекта можно считать то, что его строительство завершено только на 1,18%. Суды в иске отказали, опираясь на два аргумента. Во-первых, они все-таки увидели в недострое недвижимость.

Дополнительным доводом в пользу ответчика стало то, что никем не оспорен договор купли-продажи, по которому «Омега лайн» в 2012 году приобрело благоустроенную площадку у предпринимателя Александра Воробьева. Во-вторых, суды признали пропущенным срок давности.

Его течение, по подсчетам судов, началось с июля 2009 года, когда предприниматель Воробьев обратился за предоставлением ему участка в аренду (договор в итоге заключен не был, несмотря на принятие впоследствии судебного решения о необходимости его заключить).

В экономической коллегии обсуждалась в основном первая проблема. Председательствующая в тройке судей Елена Борисова выясняла у сторон, было ли разрешение на строительство площадки. В материалах дела нашлось только разрешение на «выполнение благоустройства и озеленения».

«По вашему мнению, это недвижимость?» – поинтересовалась судья у Степана Горового, представлявшего фирму. В ответ он сослался на письмо администрации Владивостока, подтверждавшеее правомерность возведения «плоскостного объекта» на участке.

«Фактически мы имеем объект капитального строительства», – отметил выступавший.

«Признание права отсутствующим до завершения строительства преждевременно, настаивал Степан Горовой, – это создаст опасный прецедент, так как можно будет лишать прав на объект из-за того, что он не достроен».

Впрочем, пояснить Елене Борисовой, что будет сделано для завершения строительства 99% объекта, представитель ответчика не смог.

Подготовке проекта застройки помешали, по его словам, споры о предоставлении участка в аренду.

Решение вопроса о применении исковой давности отчасти зависело от того, считать ли благоустроенную площадку самостоятельным объектом недвижимости. Ответчик доказывал, что он владеет участком уже более трех лет, так как на нем расположена принадлежащая ему площадка.

Однако представитель ТУ Росимущества Татьяна Пономарева утверждала, что площадки как самостоятельного объекта не существует, и поэтому участок из владения РФ не выбывал. Это позволяло квалифицировать иск как негаторный, исключив тем самым применение исковой давности.

Впрочем, владеть участком предприниматель и общество «Омега лайн» могли и независимо от того, есть ли на нем какие-либо принадлежащие им объекты.

О том, что такое владение осуществлялось, говорили материалы другого дела (№ А51-17605/2011), где суд взыскал с предпринимателя Александра Воробьева в пользу РФ неосновательное обогащение за использование земельного участка.

В этом деле Росимущество как раз утверждало, что использование участка состоит в нахождении на нем объекта недвижимости.

Эти аргументы, однако, ВС не убедили, и он признал право на площадку отсутствующим, не передавая дело на новое рассмотрение.

Источник: https://zakon.ru/discussion/2015/9/24/verxovnyj_sud_ne_otdelil_ploskostnoj_obekt_ot_uchastka__pravo_sobstvennosti_na_nego_priznano_otsutst

Что такое линейный объект капитального строительства

Плоскостной объект недвижимости

27.03.2020 00:00

На сегодняшний день существующие в РФ законодательные акты не имеют однозначного ответа, какие именно объекты относятся к категории линейных.

Свои определения дают Градостроительный кодекс и Лесной кодекс, Приказ Россельхоза №223 и Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и нормативные постановления топливно-энергетического комплекса. Такое положение вносит путаницу, существенно усложняет градостроительство, уменьшает инвестиции в благоустройство территорий.

Признаки линейных объектов

Каждый законодательный документ предлагает свои определения таких объектов в зависимости от понимания и особенностей отрасли промышленности. По каким признакам составлялись перечни?

1.    Длина объектов намного превышает ширину. Совокупно к ним относятся дороги, инженерные сети, линии электрических передач, железнодорожные пути. К таким объектам можно причислить метро, фуникулеры, мосты, туннели и т. д.2.

    Все линейные объекты являются капитальными сооружениями.

Если по этой классификации нет претензий к дорогостоящим капитальным объектам, то большие вопросы вызывают линии электропередач, наземные трубопроводы и иные мобильные объекты.

3.    Линейные объекты (ЛО) имеют прямую связь с землей. Имеется несколько видов ЛО: воздушные (надземные), поверхностные (наземные) и подземные. В их состав могут включаться все технологически связанные с линейными объектами площадные сооружения.

Как видно из приведенного перечня, ни один из перечисленных документов не приводит четкого определения, по каким именно признакам надо относить объекты к линейным, а просто дает списки. Что именно в него включается, решают чиновники в каждом отдельном случае.

Правительство РФ сделало первые попытки навести порядок в этой сфере и приняло два постановления: №68 от 11. 02. 2005 и №87 от 16. 02. 2008 гг., согласно которым в перечень линейных объектов были включены:

•    искусственные водные каналы;•    трамвайные пути;•    канализационные коллекторы;•    водопроводы и газопроводы;

•    другие объекты, которые расположены в зоне капитального строения.

Постановления с одной стороны немного упростили процесс юридического определения объектов, а другой стороны сделали его еще более запутанным. Причина – предусмотрена возможность внесения дополнений, перечень по своему усмотрению могут расширять различные министерства своими подзаконными актами.

Относятся ли линейные объекты к недвижимому имуществу

Длительный период времени в этом вопросе существовали принципиальные разногласия. Если это капитальные объекты, то распространятся ли на них право собственности? Лишь в 2016 году Минэкономразвития сделало официальные пояснения, но говорить об окончательной юридической чистоте сложно, у юристов есть к нему множество претензий.

В документе указывается следующее. В пункте ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу причислены объекты, переместить которые на новое место без соразмерного ущерба для земли невозможно.

Под эту категорию попадают здания и сооружения, незавершенные объекты.

Что касается трубопроводов, линий связи, инженерных коммуникаций и прочих линейно-кабельных сооружений, то они относятся к категории капитальных и также считаются недвижимостью со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Но если ЛО не вводились в эксплуатацию согласно действующему законодательству, то они не могут считаться недвижимостью.

Исключение – они составляют общий комплекс зданий и сооружений и принимают участие в обороте как единое целое.

Но ЛО должны иметь отельный выделенный в пользование или аренду земельный участок, владельцу необходимо платить земельный налог в установленных нормативами размерах, а здесь свои проблемы.

Алгоритм подготовки строительства ЛО

Перед началом работ застройщик должен внимательно ознакомиться с существующими документами планирования территорий, включая имеющиеся схемы.

На следующем этапе необходимо изучить межевание земельных участков, при их отсутствии заказать выполнение работ лицензированным кадастровым инженерам.

Обновленный проект межевания – обязательное предварительное условие начала строительных работ по ЛО.

Земли, находящиеся в федеральной или муниципальной собственности, передаются застройщикам на основании договора аренды, стоимость определяется на открытых торгах. Исключения прописаны в ст. 39.6 ЗК Российской Федерации.

Как оформляется разрешение на строительство ЛО

Начинать оформление документов можно только после того, как земельный участок под линейным объектом оформлен надлежащим образом. Заявление подается в соответствующий орган, в разрешении должно подтверждаться:

•    полное соответствие проекта сооружения с имеющимся планом планировки территории и существующим планом межевания земельных участков;
•    возможность строительства ЛО на земельном участке с учетом имеющихся ограничений.

Кроме заявления, в уполномоченные органы предоставляются документы на право собственности землей, данные планировки территории, проекты межевания, проектная документация с указанием схемы расположения объекта.

Следует иметь в виду, что уполномоченные органы не имеют права расширять список документов и на этом основании отказывать заявителям. Разрешительные органы в течение семи рабочих дней с даты приема документации изучают и проверяют ее, отказ в выдаче разрешения доложен иметь подробное описание причин. В случае несогласия застройщик имеет право его обжаловать в установленном законом порядке.

Проблемы, возникающие при оформлении земельных участков под ЛО

В абсолютном большинстве случаев линейные объекты имеют большую протяженность и затрагивают несколько земельных участков, принадлежащих различным собственникам.

Кроме того, эти земли могут принадлежать к той или иной категории, что накладывает дополнительные условия для получения разрешения.

А эксплуатация отдельных ЛО требует, чтобы земля принадлежала одному лицу и на одинаковых условиях.

Несмотря на то, что часть ЛО не создает препятствий для использования участков владельцами по их назначению (к примеру, подземные объекты), не все из них дают разрешение на строительство. Решать такие проблемы очень сложно, никаких законодательных актов прямого действия не существует.

Все зависит от личных способностей застройщика и его умения находить общий язык с заинтересованными сторонами. Это требуется даже в тех случаях, когда прокладка подземных объектов выполняется с использованием самых современных технологий без нарушения верхнего слоя земельного участка.

Непонимание добавляют и не вполне адекватные ответы заинтересованных министерств. К примеру, письмо МЭР РФ от 6 ноября 2009 г. № Д23-3650 требует обязательной инвентаризации ЛЭП 10 кВ и более и относит их к объектам недвижимости. Но в конце указывается необходимость закрепления за такими линиями статуса движимых вещей.

Законодательство вообще прямо не указывает, что такие ЛО являются объектами капитального строительства. Суды всегда в первую очередь принимают во внимание законы, а только потом ориентируются на подзаконные акты. Окончательное решение часто зависит от человеческого фактора и трудно прогнозируемое вне зависимости от предоставленных документов.

Проблемы с регистрацией права собственности на ЛО

Приступать к регистрации можно только после решения вопросов с земельными участками. Здесь также существуют правовые коллизии.

Земельное законодательство не делает различий между выделением земли под строительство инженерных коммуникаций и между коммуникациями, а это различные юридические понятия. Еще проблема.

Градостроительный кодекс требует, чтобы ЗУ был обязательно вписан в стройгенплан. То есть если ЛО выходит за пределы отведенного участка, то в положительном заключении будет отказано.

Единственный выход – изменение градостроительного плана специально под линейный объект, но на практике сделать это очень сложно по нескольким причинам:

•    нет нормативных документов для оформления проектов планировки;•    схемы ЛО являются частью проекта планировки, а не отдельным документом;

•    перечисление обязательного присутствия проекта межевания и проекта планировки опять создает неразрешимые проблемы.

Вывод

По мнению юристов, решить несоответствия можно путем принятия специального закона, регулирующего все вышеописанные вопросы. Только так появится возможность ускорить строительство ЛО, исключить вероятность отказов по надуманным причинам органами местного самоуправления и предупредить появление споров при согласовании с соседями.

Дополнительная информация по теме

Что такое геодезическая разбивочная основа для строительства

Геодезический план земельного участка и его особенности

Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству

Источник: https://kadastr-plan.ru/poleznaya-informatsiya/chto-takoe-linejnyj-obekt-kapitalnogo-stroitelstva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.