Покупатели и продавцы в приватизации

Содержание

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

Покупатели и продавцы в приватизации

Субъекты приватизации – продавцы, покупатели государственного и муниципального имущества, а также специально создан­ные государственные органы.

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся:

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

– государственных и муниципальных унитарных предприятий;

– государственных и муниципальных учреждений;

– юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”).

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

– ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

– издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

– руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

– принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

– осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т.д.;

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

– подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;

– осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;

– обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т.д.;

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925 “О Российском фонде федерального имущества” и выполняет следующие функции:

– осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;

– обеспечивает оценку федерального имущества;

– заключает договоры купли-продажи федерального имущества;

– ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества, и др.;

г) органы исполнительной власти субъектов РФ;

д) органы местного самоуправления.

Закон о приватизации только возмездное отчуждение имущества при приватизации. В связи с этим условно можно выделить два этапа приватизации:

чековая приватизация, продолжавшаяся с 1991 г. до 1 июля 1994 г., при которой в качестве средства платежа при приобретении в частную собствен­ность объектов приватизации могли использоваться приватизационные чеки.

Приватизационные чеки опосредовали механизм бесплатной передачи граж­данам РФ государственного имущества в процессе приватизации. Номиналь­ная стоимость приватизационного чека выпуска 1992 г. составляла 10 тыс. рублей. Чеки выдавались бесплатно гражданам РФ, постоянно проживаю­щим на ее территории.

При выдаче приватизационного чека взимался комис­сионный сбор в размере 25 руб.;

денежная приватизация, развернувшаяся после прекращения действия приватизационных чеков, при которой законным средством платежа при приватизации признается валюта РФ. В порядке, определенном федераль­ным законом, средством платежа могут быть признаны целевые долговые обязательства РФ.

Закон о приватизации не распространяется на приватизацию объектов, перечис­ленных в ст. 3 Закона: земля, природные ресурсы, государственный резерв, государственный и муници­пальный жилищный фонд, объекты социального и культурного назначения и др.

Объекты приватизации– это то государственное или муниципальное иму­щество, которое может быть приватизировано в соответствии с вышеуказан­ным Законом. Объекты приватизации классифицируются по различным кри­териям.

По своему содержанию объекты делятся на:

– государственные и муниципальные предприятия и их структурные под­разделения;

– материальные и нематериальные активы;

– принадлежащие государственным имуниципальным образованиям ак­ции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

В зависимости от формы собственности выделяют объекты государствен­ной и муниципальной собственности. При этом объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ.

В зависимости от возможности приватизацииГосударственная про­грамма приватизации выделяет следующие группы объектов:

1. Имущество, приватизация которого запрещена. В действующей про­грамме приватизации перечень таких объектов состоит из 51 пункта.

Сюда от­носятся средства федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, Центральный банк РФ, железные дороги, автомобильные дороги об­щего пользования, предприятия по изготовлению государственных знаков, атомные станции и др. Запрет на приватизацию некото­рых объектов содержится в законах. Например, ст. 8 Федерального закона от 19 июля 1998 г.

«О гидрометеорологической службе» запрещает приватиза­цию находящегося в федеральной собственности имущества, используемого в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и обеспечивающего единство технологического процесса наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, а также сбор и обработку информации. В соответствии со ст.

24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, являются федеральной собственностью и приватизации не подлежат.

2. Имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления.

3. Имущество, которое не может быть приватизировано иностранными физическими и юридическими лицами, а также резидентами РФ, имеющими в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц.

4. Имущество, которое приватизируется на основании решения Прави­тельства РФ. К данной группе относятся наиболее крупные предприятия, информационные агентства и телерадиовещательные компании, предприятия по разработке и изготовлению систем и элементов любых видов вооружений, объекты атомного машиностроения и др.

Порядок проведения приватизации государственного и муниципального имущества условно можно разделить на несколько этапов.

1.Выступление с инициативой в проведении приватизации.

Инициатором приватизации может быть Правительство РФ, федераль­ный орган по управлению государственным имуществом, иные федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, физические или юридические лица. Ини­циатива выражается в подаче заявки в соответствующий орган по управле­нию имуществом.

Заявка должна быть зарегистрирована в органе по управлению имуществом в день ее подачи.

2.Принятие решения о приватизации.

Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируе­мого объекта.

Так, если в соответствии с программой приватизации решение о приватизации объекта принимает Правительство РФ, то соответствующий ор­ган по управлению имуществом вносит в Правительство РФ предложение о приватизации указанного объекта с обоснованием целесообразности его прива­тизации, предлагаемых способа и сроков приватизации объекта, необходимос­ти закрепления акций в государственной собственности или использованием специального права («золотой акции»). Если объект может приватизироваться на основании решения федерального органа по управлению государственным имуществом, которое согласовано с соответствующими федеральными органа­ми, то решение о приватизации указанного объекта принимается федеральным органом по управлению имуществом в трехмесячный срок со дня регистрации заявки.

Законом предусмотрены основания для отказа в приватизации государст­венного имущества.

Например, может быть отказано в приватизации имуще­ства, изъятого из оборота или ограниченного в гражданском обороте; если имущество, указанное в заявке, не относится к государственной собственно­сти и в других случаях. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю.

3.Создание комиссии по приватизации.

В случае принятия положительного решения о приватизации государст­венного имущества соответствующие органы по приватизации имущества со­здают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня приня­тия решения о приватизации, но может быть продлен органом по управле­нию имуществом не более чем на один год.

В состав комиссии входят представители соответствующих органов по уп­равлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, иные ли­ца. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультацион­ные, оценочные организации,

В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки иус­ловия его продажи, начальная цена объекта. Порядок определения началь­ной цены объектов приватизации устанавливается программой приватиза­ции.

Продавцы имущества могут принять решение об изменении начальной цены объекта, однако начальная цена не может быть снижена более чем на 10 процентов без согласования с соответствующим органом по управлению имуществом.

План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

4. Приватизация объекта по утвержденному плану. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

Исчерпывающий перечень способов приватизациисодержится в ст. 16 За­кона о приватизации. Среди них:

1) преобразование государственных и муниципальных предприятий в от­крытые акционерные общества, 100 % акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;

2) продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акцио­нерных обществ их работникам;

3) продажа государственного или муниципального имущества на аукцио­не, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на коммер­ческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

5) выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;

6) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

7) отчуждение находящихся в государственной или муниципальной соб­ственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционер­ных обществ в пользу владельцев государственных или муниципальных цен­ных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

В некоторых случаях способ приватизации определен другими статьями Закона о приватизации.

Так, продажа предприятия как имущественного ком­плекса или акций созданного в процессе приватизации открытого акционер­ного общества, которые составляют более 50 процентов уставного капитала этого общества, осуществляется исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями.

Например, приватизация на основе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные обществаприменяется в основном при приватизации крупных предприятий.

Соответствующим органом по управлению имуществом созда­ется комиссия по приватизации, куда входят представители государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников пред­приятия, антимонопольного органа.

Комиссия осуществляет подготовку предприятия к преобразованию, ко­торая состоит в проведении инвентаризации, аудиторской проверки. Комис­сия рассматривает план приватизации, подготовленный представителями ра­ботников. В плане приватизации должны быть определены:

– срок преобразования;

– величина уставного капитала открытого акционерного общества;

– льготы, предоставляемые работникам;

– категории (типы) акций, их номинальная стоимость. При определении в плане приватизации начальной пены акций, находящихся в федеральной соб­ственности, используют либо номинальную стоимость этих акций, либо, в слу­чае привлечения независимых оценщиков, отобранных на конкурсной основе, в качестве базисной величины могут быть использованы представленные ими данные;

– способы и сроки продажи акций.

План приватизации утверждается соответствующим органом по управле­нию имуществом по согласованию с общим собранием работников предпри­ятия. Приватизация предприятий, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.

После завершения работы комиссии соответствующие органы по управ­лению имуществом учреждают открытое акционерное общество, утверждают его устав, осуществляют государственную регистрацию данного общества, формируют органы управления.

Вопросы и задания для повторения

1. Сформулируйте понятие “приватизация государственного и муниципального имущества”.

2. Назовите принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

3. На какие имущественные объекты не распространяется действие Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”?

4. Кто не может быть покупателем государственного или муниципального имущества?

5. Назовите органы власти, осуществляющие функции собственника государственного или муниципального имущества в отношениях, связанных с приватизацией такого имущества.

6. Каков порядок приватизации федерального имущества?

7. Перечислите способы приватизации государственного и муниципального имущества по действующему законодательству.

Проанализировать научные статьи:

Камышанский В. П. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ // Правовые вопросы недвижимости. 2004. N 2.

Ершова И. В. ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ // Юрист. 2001. № 6.

Коробкин Н. А. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ // Юрист. 2004. № 5.
[1] Черноморец А.Е. Логико-лингвистический аспект теории права собственности // Государство и право. 1993. № 11. С. 13-23.

Источник: https://studopedia.su/17_73642_sub-ekti-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushchestva.html

Приватизированная квартира: особенности продажи и покупки – ЖСС Журнал

Покупатели и продавцы в приватизации

В России можно жить бесплатно в государственной или муниципальной квартире по договору социального найма. Такие квартиры нельзя продать или завещать. Но их можно приватизировать, получить в собственность и потом распоряжаться ими как  угодно.

Приватизация — бесплатная передача муниципальных и государственных квартир людям, которые в них живут. После приватизации жилец становится полновластным собственником квартиры и может распоряжаться ею как хочет: продать, сдать, заложить в кредит, подарить, сделать перепланировку или передать по наследству.  

Долевая собственность. Если в приватизации участвуют несколько жильцов, квартира переходит в долевую собственность — долями наделяются все люди, прописанные в квартире. Это значит, что все собственники будут иметь равные доли, которыми смогут распоряжаться как захотят. Продать свою долю собственник может только с разрешения всех остальных собственников.

«Отказники». Приватизировать жилье можно только один раз после достижения 18 лет. Поэтому взрослые люди могут отказаться от приватизации в пользу другого человека. Например, часто родители отказываются в пользу детей. Дети отказаться от приватизации не могут.

По закону жилец, отказавшийся от приватизации, но сохранивший прописку по старому адресу, может жить в квартире пожизненно — выселить его нельзя.

Продать муниципальную квартиру без приватизации нельзя. Но можно продать жилье, если вы уже получили договор приватизации, но еще не оформили право собственности. В этом случае после продажи квартиры, Росреестр одновременно внесет в ЕГРН запись о прежнем владельце и переходе собственности к новому.

Как продать приватизированную квартиру?

Общий алгоритм такой же как при продаже любой квартиры: находите покупателя, готовите документы, составляете договор, совершаете сделку, получаете деньги. Но есть нюансы, давайте разбираться.

Подготовьте документы о собственниках и жильцах. Покупателю важно, чтобы у квартиры не было юридических обременений — то есть каких-либо причин, по которым он смог бы потерять права на купленное жилье: квартира не под арестом или залогом, в ней нет прописанных людей, которых нельзя выписывать.

Чтобы доказать покупателю юридическую чистоту квартиры, подготовьте выписки из ЕГРН и домовой книги: они покажут покупателям, кто собственник и сколько людей прописано в квартире.

Если продавец — единственный собственник. Никаких проблем с продажей: легко продать, безопасно покупать.

Если квартира в долевой собственности, собственники могут продать свои доли как все вместе, так и поодиночке. По закону сделки с долевой собственностью обязательно надо оформлять у нотариуса — обойтись без него не получится.

Если один из собственников решит продать свою долю, по закону сначала он должен предложить выкупить долю остальным собственникам. Предложение о покупке доли надо оформить письменно в свободной форме — цена должна быть не выше рыночной. На выкуп у собственников будет 30 дней, после чего они должны или выкупить долю или предоставить нотариальный отказ от покупки.

Только если другие собственники отказываются выкупать долю, ее можно продать другим людям. В договоре надо будет оговорить и четко обозначить продаваемую долю.

Когда отказаться от приватизации выгодно. Если кто-то из жильцов отказался от приватизации, он сохраняет за собой право на пожизненную прописку в квартире — покупатель не сможет его выселить. Скрыть это не получится, а покупать квартиру с соседом вряд ли кто-то захочет.

Отказаться от приватизации часто выгодно. Например, в квартире живет семья из супругов и двоих взрослых детей. Трое из них могут отказаться от приватизации в пользу отца, чтобы тот стал единственным собственником. Тогда получится сэкономить на пошлине нотариусу, а, самое главное, сохранить за собой право на приватизацию в дальнейшем.

Отказ надо оформить у нотариуса. Копии отказов понадобятся при продаже. Чтобы продать квартиру, отказника надо выписать до заключения сделки и прописать в новом месте. Чтобы это подтвердить, возьмите выписку из домовой книги.

Если среди собственников дети до 18 лет, для продажи надо получить согласие органов государственной опеки. Для этого придется доказать, что продажа не нарушает права ребенка и не ухудшает его жилищные условия.

Налог с продажи. По закону с продажи квартиры необходимо заплатить подоходный налог (НДФЛ) в размере 13%. Но налог можно не платить, если вы владели квартирой дольше минимального срока — 3 года для приватизированной квартиры.  

Срок владения приватизированной квартирой отсчитывается от момента получения ее в собственность — регистрации ее в ЕГРН.Налог вы должны рассчитать самостоятельно из фактически полученного дохода. Уменьшить размер налога можно применив имущественный вычет в 1 млн рублей.

Если квартира в долевой собственности, вычет применяется к каждому договору.

Как купить приватизированную квартиру

Порядок действий такой же как при покупки любой другой квартиры: находите квартиру, продавец готовит документы, проверяете квартиру на юридическую чистоту, составляете договор, передаете деньги, оформляете квартиру в собственность на себя. Тут тоже есть нюансы.

Нанимать ли агентство при покупке?

Решать вам. Риелтор поможет купить квартиру быстрее, возьмет на себя поиск,  проверку документов и оформление сделки. Вы сэкономите время, нервы и силы, но придется заплатить комиссию.

Если будете продавать самостоятельно, сэкономите деньги, но возьмете на себя все риски: прописанные люди, несовершеннолетние собственники, обременения, долги, потеря аванса. Мы советуем перестраховаться и найти грамотного риелтора.

Не покупайте неприватизированную квартиру. Продавать неприватизированную государственную или муниципальную квартиру нельзя. Иногда хозяин только собирается приватизировать квартиру, но уже предлагает внести задаток, обещает оформить жилье в собственность чуть позже. За это он предлагает сделать хорошую скидку, а задаток оформить документально.

Не стоит торопиться и рисковать — дождитесь пока он приватизирует квартиру. Часто на недвижимость могут претендовать и другие люди — нет гарантий, что они дадут согласие на приватизацию. Даже если вы заключите договор, деньги придется возвращать через суд.

Проверяйте «отказников» и подселенцев. Проверьте кто проживал в квартире на момент приватизации и кто стал собственником.

Если один из жильцов отказался от приватизации квартиры, по закону он имеет право в ней жить, пока не пропишется в другом месте.

Купив квартиру с таким жильцом, вы получите соседа, которого не выселить даже через суд (очень редко получается, если доказать, что он фактически не живет в квартире и не предпринимает попыток в ней жить, не платит коммуналку или добровольно переехал в другое жилье).

В теории продавец должен указать всех жильцов квартиры в договоре купли-продажи. Ведь если так не сделать, сделку признают недействительной — но только через суд. На практике он может попытаться схитрить, а вам потом тратиться на суды.   

Поэтому обязательно проверяйта прописался ли «отказник» в новом месте еще до сделки — иначе он сможет оспорить продажу и оставить за собой право жить в квартире. Требуйте архивные (расширенные) выписки из паспортного стола, проконсультируйтесь у юриста или закажите проверку юридической чистоты квартиры.  

Не покупайте доли дешевле, чем в нотариальном отказе. Если собственник продает долю в квартире, убедитесь, что у него есть нотариально заверенный отказ других собственников от покупки. Без такого отказа сделку могут оспорить.

В отказе должна быть указана цена, по которой собственник предлагал купить долю другим собственникам — ниже этой цены продать стороннему покупателю нельзя — иначе сделку можно будет оспорить.

Дети-собственники. У несовершеннолетних детей есть право на долю в квартире. Чтобы собственники могли продать такую квартиру и доли детей, у них должно быть разрешение органов опеки.

Если дети выписаны перед приватизацией (например, за 3 месяца до нее)  это повышенные риски — обязательно уточняйте где сейчас прописан ребенок и не ущемлены ли его права. Он может вырасти, обжаловать в суде свой отказ и получить право прописаться в квартире.

Запомнить

  1. Продать квартиру, в которой вы живете по договору соцнайма, можно только после ее приватизации.
  2. Приватизировать квартиру можно лишь раз в жизни. Чтобы не потерять это право, часто выгоднее отказаться от него в пользу члена семьи.
  3. Чтобы покупателя не пугал статус приватизированной квартиры, подготовьте для него выписки из ЕГРН и домовой книги.
  4. Если продаете только свою долю квартиры, вы обязаны сначала предложить ее остальным собственникам по рыночной цене.
  5. При продаже долей сделку надо подтверждать у нотариуса — без него не получится.
  6. Если среди собственников дети до 18 лет, для продажи надо получить согласие органов государственной опеки.
  7. Налог с продажи квартиры можно не платить, если вы стали собственником квартиры более 3 лет назад.
  8. Уменьшить размер налога можно применив имущественный вычет  в 1 млн рублей для каждой из долей.
  9. Если покупаете приватизированную квартиры, убедитесь, что все жильцы из нее выселились и прописались в другом месте.

Источник: https://an-zss.ru/blog/privatizirovannaja-kvartira-osobennosti-prodazhi-i-pokupki/

Можно ли и как продать неприватизированную квартиру: с долгами, подводные камни, порядок оформления

Покупатели и продавцы в приватизации

Закон о приватизации действует в РФ уже более 25 лет, но не все успели оформить государственное или муниципальное жилье в собственность. Решив продать такую недвижимость, люди сталкиваются со сложностями, т.к. официально она им не принадлежит.

Есть несколько законных способов продажи неприватизированного дома или квартиры, которые позволяют получить деньги.

Рассмотрим, когда и как можно продать неприватизированное жилье, какие могут быть для этого причины, какие способы продажи существуют и что понадобится для сделки.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Можно ли продавать неприватизированную квартиру?

Прямая продажа неприватизированной квартиры невозможна. Согласно ст. 218 ГК РФ, право собственности возникает только в результате сделки по отчуждению имущества. Если жилье не приватизировано, оно принадлежит государству или муниципалитету, а человек в нем может жить по договору социального найма.

Программа приватизации в РФ работает на основании Закона от 04.07.1991 №1541-1. В идеале нужно сначала приватизировать жилье, а потом продавать. На это не всегда есть время, но существуют другие законные способы непрямой продажи, когда договор купли-продажи (ДКП) может не оформляться, но наниматель фактически получит деньги за жилье:

  1. Регистрация покупателя по адресу неприватизированного жилья.
  2. Обмен одной недвижимости на другую.

Обратите внимание! Продажа или покупка неприватизированной недвижимости – сложная сделка. Для сопровождения рекомендуется обратиться к хорошему юристу или риэлтору, который подготовит все документы и будет контролировать процесс на каждом этапе.

Пройдите опрос и юрист бесплатно расскажет как не допустить ошибок по сделке купле-продаже квартиры в вашем случае

Почему продаются неприватизированные квартиры?

Существует несколько причин, по которым люди продают неприватизированное жилье:

  1. Не хочется утрачивать право на приватизацию. Воспользовавшись им один раз, получить другое жилье от государства не удастся.
  2. Срочно нужны деньги, и нет времени и желания заниматься приватизацией.
  3. Хочется приватизировать другое, более просторное и комфортное жилье.

Чем грозит не приватизация квартиры?

В неприватизированном жилье человек живет по договору социального найма, и единственное, что ему приходится оплачивать – это содержание и коммунальные услуги. Безосновательно его не выгонят на улицу, а его дети могут жить на такой жилплощади на законных основаниях.

Но есть и недостатки:

  1. Если накопились долги по коммунальным услугам, собственник вправе расторгнуть договор соцнайма, и наниматель лишится жилья. Если бы оно было у него в собственности, никто бы не лишил его недвижимости.
  2. Неприватизированную недвижимость нельзя передавать по наследству. После смерти наследодателя дети лишь сохраняют право проживания, если зарегистрированы в ней.
  3. Регистрировать на неприватизированной жилплощади наниматель может только близких родственников. Если нужно прописать постороннего человека, понадобится согласие собственника.
  4. Неприватизированное жилье нельзя завещать, дарить, продавать, совершать с ним иные сделки по отчуждению.

Совет юриста: при продаже без приватизации рано или поздно все равно лучше ею заняться, пусть и новому собственнику. Получив недвижимость в собственность, появляется больше обязательств в плане содержания, уплаты налогов, но зато можно быть уверенным, что на нее не смогут претендовать другие люди.

Планируете сделку по купле-продаже квартиры?Юристы бесплатно и подробно ответят на любой вопрос по сделке. Задайте вопрос, чтобы не тратить время на чтение!

Как продать муниципальную квартиру: 4 способа

Существуют три способа продажи муниципальной недвижимости:

  1. Приватизация и последующая продажа.
  2. Прописка покупателя.
  3. Обмен.

Рассмотрим каждый способ со всеми плюсами и минусами детально.

Продажа с приватизацией

Суть этого варианта заключается в том, что наниматель сначала приватизирует квартиру по закону, а затем продает ее по стандартному ДКП.

Как все выглядит пошагово:

  1. Наниматель находит покупателя, заключает с ним договор задатка за неприватизированное жилище, указав в нем сумму и сроки, в которые сделка должна быть оформлена.
  2. Наниматель подает документы для приватизации, получает жилье в собственность.
  3. С покупателем заключается основной ДКП, документы подаются на регистрацию в Росреестр. Через 7-9 дней жилье переходит в его собственность.

Совет юриста: этот способ не самый надежный с точки зрения законодательства. Задаток не может браться за недвижимость, которая не принадлежит продавцу, поэтому при возникновении споров такой договор могут признать ничтожным. Но многие все равно так делают. Лучше сначала приватизировать недвижимость, затем найти покупателя и продать ее.

Возможность продать недвижимость по более высокой ценеМожно отказаться от продажи на этапе приватизацииБольшой срок оформления документов.

На приватизацию уйдет примерно один месяц, еще столько же – на сделку по продажеНайти покупателя на неприватизированное жилье сложно.

Лучше сначала приватизировать, а потом – продаватьПридется платить налог в размере 13% от дохода

Если отказаться от сделки, придется возвращать задаток в двойном размере.

Оформление регистрации

Продажу через регистрацию «покупателя» нельзя назвать прямой, но она вполне законна:

  1. Наниматель находит «покупателя».
  2. Берет разрешение у собственника на регистрацию другого человека, согласие от всех совершеннолетних членов семьи. Если «покупателем» выступает близкий родственник, достаточно согласия.
  3. «Покупатель» прописывается в квартире, на него переоформляется лицевой счет.
  4. Заключается договор о передаче денег.

Важно! Бывшему нанимателю нужно прописаться в другом месте в течение 7 дней с момента переезда, иначе придется платить штраф.

Такой способ продажи неприватизированного имущества хорош для тех, кто не хочет участвовать в приватизацииЖилье можно продать и с долгами, так как лицевой счет переоформляется на покупателя, или вычесть размер долга из цены сделкиПродавая неприватизированную жилплощадь через регистрацию, велик риск нарваться на мошенниковМуниципалитет может не дать согласие на прописку постороннего

Обмен

Согласно ст. 72 ЖК РФ, наниматель по договору соцнайма вправе обменять свою квартиру на другую, предоставленную по договору соцнайма другому нанимателю, с письменного согласия членов семьи и наймодателя.

Что нужно сделать:

  1. Найти подходящее жилье и договориться с нанимателем о сделке.
  2. Получить разрешение собственника на обмен, согласие родственников.
  3. Заключить договор мены.
  4. Переоформить договоры соцнайма.

Самый простой и быстрый тип сделкиЕсли собственник не против, наниматель может обменять меньшую жилплощадь на большую, затем приватизировать ее и продатьНа неравноценный обмен мало кто согласится

Буферная продажа

Под буферной продажей подразумевается участие двух объектов недвижимости в сделке: неприватизированной квартиры и жилья, находящегося в собственности. Чаще всего буфером выступает недвижимость, принадлежащая агентству:

  1. Продавец и покупатель заключают договор с агентством, которому принадлежит буфер.
  2. Покупатель выкупает у агентства буферную жилплощадь по цене, равной стоимости неприватизированного жилья.
  3. Покупатель и продавец обмениваются недвижимостью с согласия муниципалитета. Теперь буферная квартира принадлежит продавцу.
  4. Агентство выкупает буфер по стоимости, внесенной покупателем.

В результате неприватизированная недвижимость остается у покупателя.

Буферная сделка – хорошая альтернатива стандартной продаже, и она вполне законна.

Если ее будет сопровождать хорошее агентство, все риски для сторон сводятся к минимумуНайти покупателя для буферной сделки крайне проблематично, большинство отказываются в ней участвоватьСама схема выглядит довольно сложно, и занимает много времени – до четырех месяцевПридется платить агентству комиссионные за работу

Как купить неприватизированную квартиру: подводные камни

Любой способ продажи неприватизированной недвижимости выглядит сложнее, чем стандартная сделка. Нужно учитывать и другие моменты:

  1. Буферные сделки часто проводят мошенники. Они продают «буфер» сразу нескольким людям, и в и тоге те остаются без денег.
  2. Пока продавец не выпишется из муниципального жилья, покупатель там прописаться не сможет.
  3. Для большинства сделок нужно согласие муниципалитета и членов семьи. Без них такие сделки незаконны.
  4. Если заключен договор аванса или задатка на неприватизированное жилье, могут возникнуть сложности с возвратом денег при срыве сделки. По закону наниматель не может брать задаток или аванс, т.к. жилище ему официально не принадлежит.

Совет юриста: любой факт передачи денег нужно фиксировать расписками. Так будет проще отстоять свои права в суде при возникновении споров.

Нужен договор купли-продажи?Подскажем как правильно составить договор и не допустить ошибок

Можно ли продать муниципальное жилье с долгами по коммунальным услугам?

По закону продажа недвижимости с долгами по ЖКУ не допускается, наймодатель попросту не разрешит регистрацию покупателя. Но есть обходной путь:

  1. Продавец находит покупателя, заключает договор задатка, погашает из этих денег долг.
  2. Продавец берет разрешение у муниципалитета на регистрацию покупателя, прописывает его в квартире, сам регистрируется по другому адресу.

В завершение на покупателя переоформляется лицевой счет, продавцу передаются деньги.

Приватизация квартиры и продажа: особенности

Самый лучший и законный способ продажи муниципального жилья – приватизация с последующим заключением ДКП с покупателем.

Какие критерии предъявляются к нанимателям для приватизации:

  1. Российское гражданство.
  2. Проживание на жилплощади по договору соцнайма.
  3. Право на приватизацию не утрачено.
  4. Согласие на приватизацию или отказы от участия в ней от остальных членов семьи.

Чтобы приватизировать жилье, нужно подать документы в МФЦ и дождаться результатов проверки. Обычно она занимает около двух месяцев. После этого с муниципалитетом заключается договор о передаче квартиры в собственность, сделка регистрируется в Росреестре. После этого недвижимость можно продавать.

Документы для приватизации

В каждом регионе свой регламент приватизации, в том числе и касающийся перечня документов.

Что обычно требуется:

  • заявление на приватизацию.
  • паспорт заявителя и всех членов семьи от 14 лет.
  • свидетельства о рождении на детей до 14 лет.
  • выписка из домовой книги.
  • договор соцнайма.
  • ордер или выписка из распоряжения администрации.
  • справка о наличии права на приватизацию.
  • техпаспорт.
  • поэтажный план.
  • выписка из лицевого счета.

Иногда требуются дополнительные документы. Например, если процедурой занимается представитель, понадобится нотариальная доверенность.

и образец договора приватизации

Договор с муниципалитетом о передаче жилья в собственность должен содержать следующие данные:

  1. Сведения о собственнике: наименование, адрес, Ф.И.О. уполномоченного лица.
  2. Информация о нанимателе: Ф.И.О., паспортные данные, дата рождения, адрес регистрации.
  3. Адрес, количество комнат, кадастровый номер, площадь жилища.
  4. Права и обязанности сторон.
  5. Подпись ответственного должностного лица, печать.
  6. Подпись нанимателя.

и образец договора купли-продажи

ДКП заключается после регистрации права собственности на основании договора с администрацией. Какая информация в нем содержится:

  1. Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные участников сделки.
  2. Сведения о квартире: кадастровый номер, адрес, площадь, этаж, количество комнат.
  3. Документ, на основании которого у продавца возникло право собственности, дата.
  4. Ответственность, права и обязательства сторон.
  5. Стоимость жилплощади, сроки и порядок расчетов.
  6. Дата заключения, подписи продавца и покупателя.

А вам положен налоговый вычет при покупке квартиры?Напишите нам и мы бесплатно проконсультируем по вопросам получения налогового вычета

Ответы юриста на частные вопросы

Приватизировали квартиру и хотим продать. Сколько лет нужно владеть квартирой, чтобы не платить НДФЛ после продажи? Согласно ст. 217 НК РФ, минимальный срок владения приватизированной квартирой для освобождения от налога с продажи составляет три года. Если продать ее раньше трех лет, придется платить 13% от суммы.

Можно ли продать неприватизированную комнату в коммуналке? Да, через регистрацию, обмен или буферную сделку. Можно ли продать неприватизированный дом через регистрацию покупателя без согласия собственника? Нет. Если покупатель не приходится продавцу сыном, дочерью, супругом, родителем, бабушкой или дедушкой, согласие муниципалитета на регистрацию обязательно.

Я участвовал в приватизации, когда мне было 15 лет. Сейчас снова хочу приватизировать квартиру и продать. Возможно ли это? Да. Право на приватизацию не утрачивается, если в первый раз человек стал собственником муниципального жилья до совершеннолетия. Покупаю неприватизированную квартиру через регистрацию. Продавцу передала аванс по договору, а он отказался от сделки.

Обязан ли он вернуть мне деньги? Да, аванс всегда возвращается в одинарном размере.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Перед тем, как продать неприватизированную квартиру, нужно тщательно изучить все способы, чтобы не допустить ошибок.
  2. Продажа неприватизированного жилья напрямую не происходит. Она совершается через регистрацию, обмен, буферную сделку или приватизацию.
  3. Неприватизированная квартира нанимателю не принадлежит, ею владеет муниципалитет или государства. Прямая продажа возможна только после оформления права собственности.

Источник: https://SocPrav.ru/prodazha-neprivatizirovannoy-kvartiry

Субъекты приватизации – продавцы и покупатели

Покупатели и продавцы в приватизации

Субъектами приватизации являются собственники (продавцы) приватизируемого имущества, с одной стороны, и покупатели – с другой. Собственниками государственного имущества является Российская Федерация, субъекты РФ (входящие в состав РФ республики, области, края, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург).

Отметим, что в отличие от государства СССР, которое выступало в качестве единого собственника государственного имущества, сейчас существуют два вида государственной собственности – федеральная и собственность субъектов РФ. Муниципальная собственность – самостоятельная форма собственности, не относящаяся к государственной (ст.

8 Конституции РФ).

По правилам, установленным для приватизации государственных предприятий, приватизируются и муниципальные предприятия, являющиеся собственностью муниципальных образований.

Право собственности от имени РФ, субъектов РФ осуществляют органы власти, действующие в пределах своей компетенции.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, действующее на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2004 г. N 691*(802).

Сравним: если своим имуществом распоряжается физическое или юридическое лицо, право собственности осуществляется гражданско-правовыми способами, путем совершения сделок с имуществом.

Государство сочетает законодательную и исполнительную власть, являясь в то же время собственником. Это накладывает отпечаток на осуществление им права собственности.

Сначала государство непосредственно в законе устанавливает порядок, способы приватизации. Наиболее важные объекты, такие как предприятия федерального железнодорожного транспорта, могут быть приватизированы на основе специального закона.

На основе Закона о приватизации Правительство РФ принимает постановления – подзаконные акты в целях реализации Закона.

В порядке, предусмотренном законом, органы государственной власти принимают решения о приватизации. По смыслу Закона о приватизации сделки по распоряжению объектами собственности, подпадающими под сферу регулирования Законом, без предварительно принятых решений органов государственной власти являются ничтожными сделками.

В целом можно выделить два этапа в принятии решений о приватизации:

1-й этап – разработка и утверждение прогнозного плана (программы) приватизации;

2-й этап – подготовка предприятия к приватизации и принятие решения об условиях приватизации.

В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации функции продавца федерального имущества по специальному поручению Правительства РФ от его имени могут осуществлять специализированные государственные учреждения.

В отличие от Закона о приватизации 1997 г., в соответствии с которым продавцом выступало только одно учреждение – РФФИ, по новому Закону о приватизации может быть несколько подобных учреждений. Однако нужно отметить, что распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2002 г. N 605-р функции по продаже федерального имущества от имени Правительства РФ поручено осуществлять РФФИ.

Отметим, что РФФИ не является органом государственной власти, он выступает в качестве агента государства и обязан действовать в его интересах и на наиболее выгодных для него условиях. РФФИ – некоммерческая организация – учреждение, финансируется по смете. Денежные средства, полученные от приватизации, являются собственностью государства.

Покупателями, как и по Закону о приватизации 1997 г., могут быть любые физические и юридические лица, кроме унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также организаций с долей государства, муниципальных образований в уставном капитале более 25 процентов.

Исключение из числа покупателей унитарных предприятий понятно – в бюджет от приватизации должны поступать средства из сферы частной собственности.

Вместе с тем запрет приобретать предприятия как имущественные комплексы акционерным обществам с долей государственного участия в акциях, например, в 26 процентов вряд ли оправданно. Ведь акционерные общества действуют на основе частной собственности. Соответственно, на наш взгляд, они должны участвовать в приватизации и приобретать приватизируемое имущество.

Напомним, что в Законе о приватизации 1991 г. содержался запрет на участие в приватизации в качестве покупателя также хозяйственным обществам (товариществам), в уставном капитале которых доля общественных организаций, благотворительных и иных фондов превышала 25 процентов.

Закон о приватизации 1997 г. этот запрет не содержит. Таким образом, можно констатировать, что государство идет по пути сокращений ограничений для лиц, которые могут участвовать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества.

В отличие от двух предыдущих законов о приватизации (1991 и 1997 г.), новый Закон о приватизации не предусматривает каких-либо льгот для членов трудового коллектива приватизируемого унитарного предприятия, а также созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества. Работники могут на равных условиях с другими покупателями приобретать приватизируемое имущество.

Однако согласно ст.

43 Закона о приватизации (она называется “Переходные положения”), если работники, реализуя свои льготы по старым законам, без конкурса и аукциона подписались на акции по закрытой подписке до вступления в силу Закона о приватизации и если им направлены соответствующие извещения о цене, номинальной стоимости и количестве акций, причитающихся им по закрытой подписке, то правила нового Закона к закрытой подписке не применяются.

На покупателей Закон о приватизации возлагает обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества. Так, имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан не любому физическому лицу, а только индивидуальному предпринимателю (п. 1 ст. 27 Закона).

Из документов, представленных юридическим лицом, имеющим намерение приобрести приватизируемое имущество, должно быть видно, что решение об этом принято компетентным органом управления юридического лица. Согласно ст.

16 Закона представителем юридического лица представляется решение в письменной форме соответствующего органа управления юридического лица о приобретении имущества (если это необходимо в соответствии с учредительными документами претендента и законодательством государства, в котором зарегистрирован претендент).

Здесь надо иметь в виду, что сделка может быть крупной (например, приобретается имущественный комплекс унитарного предприятия). И для ее совершения требуется согласие совета директоров общества или даже собрания акционеров (ст. 79 Закона “Об акционерных обществах”). Если крупная сделка совершена без такого согласия, она недействительна (ничтожна – ст. 168 ГК РФ).

Несколько иные последствия наступают, если руководитель организации, например генеральный директор общества с ограниченной ответственностью, совершает сделку с превышением полномочий, ограниченных самими учредителями в учредительных документах. Такая сделка является оспоримой: она может быть признана судом недействительной (ст. 174 ГК РФ).

В качестве покупателей государственного и муниципального имущества в РФ могут выступать наряду с российскими физическими и юридическими лицами также и иностранные.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 9 июля 1999 г. “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” иностранный инвестор может участвовать в приватизации на условиях и в порядке, которые определены законодательством Российской Федерации о приватизации.

Закон о приватизации 2001 г. непосредственно не устанавливает каких-либо ограничений иностранного участия в приватизации. Он содержит лишь отсылочные нормы к законодательству о валютном регулировании по вопросу о документах, представляемых претендентами – нерезидентами РФ: требования к документам определяются специальным законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.

Специфично положение самого приватизируемого унитарного предприятия. С одной стороны, это имущественный комплекс, объект приватизации. С другой – до его продажи в целом как единого объекта или до преобразования в открытое акционерное общество оно сохраняет статус субъекта – государственного предприятия как юридического лица.

В соответствии со ст. 14 Закона о приватизации со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации и до момента перехода права собственности на имущественный комплекс к покупателю или до момента государственной регистрации созданного открытого акционерного общества унитарное предприятие не вправе без согласия собственника:

– сокращать численность работников предприятия;

– совершать сделки, цена которых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов предприятия или превышает более чем в 50 тыс. раз установленный в стране минимальный размер оплаты труда;

– получать кредиты;

– осуществлять выпуск ценных бумаг, выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном капитале хозяйственных товариществ или обществ.

Надо сказать, что эти ограничения касаются предприятий с правом хозяйственного ведения.

Что касается унитарных казенных предприятий, действующих на основе права оперативного управления, они в силу своего статуса все сделки совершают с согласия собственника, т.е. права их ограничены и тогда, когда решение об их приватизации не принималось.

Казенные предприятия самостоятельно распоряжаются лишь готовой продукцией, и то если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 297 ГК РФ).

Отметим, что независимо от приватизации права предприятий с правом хозяйственного ведения значительно ограничены сейчас Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”.

Предыдущая105106107108109110111112113114115116117118119120Следующая

Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 893; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-107616.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.