Понятие приватизации

Содержание

Предпринимательское право России

Понятие приватизации

Легальное определение понятия «приватизация» дано в ст. 1 Закона о приватизации.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Такое определение носит односторонний (в основном юридический) характер и не раскрывает ее существенных признаков.

Приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: организационно-техническом, экономическом, юридическом и др.

В качестве особого вида управленческой деятельности она представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную.

Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах.

Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации. Более подробно эти элементы будут рассмотрены ниже.

Экономический аспект приватизации связан с категорией «собственность». С точки зрения экономической теории собственность — это отношения между людьми по поводу вещи.

Понять экономическое содержание собственности можно только через анализ всей совокупности производственных отношений данного общества. Она (совокупность) включает в себя отношения производства, обмена, распределения, потребления.

Приватизация является способом (средством) распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ.

Правовой аспект приватизации находит отражение в следующих моментах.

Во-первых, право регулирует организацию и проведение работ по приватизации. В правовых актах определяются основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обязанности и ответственность участников приватизации и т. д.

Во-вторых, Гражданский кодекс (ст. 217) рассматривает приватизацию как производный способ приобретения права собственности. Переход права собственности объектов приватизации определяется договором купли-продажи.

Иначе говоря, приватизация есть производный способ приобретения права собственности; договор о продаже приватизированного имущества — основание (юридический факт) возникновения, изменения и прекращения гражданских прав (ст.

8 ГК).

На наш взгляд, термины «способ» и «основания» — не синонимы. Так, к производным способам приобретения права собственности относятся передача, изъятие, выкуп. Основаниями передачи являются: договоры об отчуждении вещи; наследование имущества и случаи правопреемства при реорганизации юридического лица; переход по наследству выморочного имущества.

Причем договор купли-продажи — не единственный юридический факт в процессе приватизации. Решение об условиях приватизации, принимаемое уполномоченным органом, первично в составе юридических фактов. За решением следует заключение и исполнение договора купли-продажи объекта приватизации.

Далее договор между продавцом и покупателем подлежит обязательной регистрации.

Общее правило о моменте возникновения права собственности у приобретателя по договору содержится в ст. 223 ГК. В частности, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В силу п. 4 ст. 32 Закона о приватизации право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основания государственной регистрации такого имущества — договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества.

В настоящее время государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Приватизационный процесс — сложное и многогранное явление. В рамках данного процесса имеет место реорганизация государственного или муниципального предприятия путем его преобразования (ст. 58 ГК), т. е. смены организационно-правовой формы.

В связи с этим не убедительно звучит положение о том, что преобразование юридических лиц возможно в рамках одной формы собственности. Названная статья Гражданского кодекса не дает основания для такого утверждения.

Напротив, при приватизации предприятия замена организационно-правовой формы происходит одновременно с изменением формы собственности.

Реорганизация предприятия (юридического лица) — самостоятельная стадия процесса приватизации, а потому она (реорганизация) осуществляется по собственным правилам.

Покупатель государственного и муниципального предприятия становится универсальным правопреемником его имущественных и неимущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями заключенного договора и законодательством.

Однако в договоре купли-продажи между продавцом и покупателем могут быть предусмотрены специальные условия, делающие правопреемство не полным, а частичным.

Приватизацию в узком (строгом) смысле слова надо отличать от разгосударствления и коммерциализации. Разгосударствление можно коротко охарактеризовать как ослабление монополии государства в сфере управления экономикой путем преобразования государственных предприятий в иные организационно-правовые формы.

В отличие от приватизации при разгосударствлении государственная собственность не превращается в частную.

В свою очередь, коммерциализация представляет собой реорганизацию государственных и муниципальных предприятий путем выделения из их состава структурных единиц с предоставлением им права юридического лица без изменения форм собственности.

В экономической литературе было высказано мнение о широкой трактовке понятия «приватизация». Так, российский ученый А.

Радыгин считает, что определение приватизации в широком смысле включает не только приватизацию в собственном смысле, но и процесс модификации управления государственным предприятием без отчуждения имущественных прав на основе подряда, аренды и других договоров. Синонимом такой трактовки в значительной мере является понятие «разгосударствление», на что обращалось внимание ранее.

Широкая трактовка приватизации характерна и для ученых запада. Например, проф. Э. Савас под приватизацией понимает осуществление разнообразных мероприятий по изменению масштабов деятельности государства либо по усилению роли частного сектора в предпринимательской деятельности. Названный ученый включает в понятие «приватизация» мероприятия по усилению ориентации общества на частые интересы.

Итак, приватизация — это совокупность мероприятий.

Американские ученые X. Фейгенбаум и Д. Хениг рассматривают тактическую приватизацию как средство, направленное на достижение политических целей конкретных партий, политиков или заинтересованных групп.

Последние стремятся к изменению баланса власти путем привлечения своих союзников и вознаграждения тех, кто их поддерживает. Например, программа продажи собственности, выдвинутая правительством Ширака, которое находилось у власти во Франции в 1986—1988 гг.

, была направлена в основном на то, чтобы обеспечить победу на выборах.

Подобную стратегию применило правительство М. Тэтчер в преддверии выборов. Российский истеблишмент также использует «козырную карту» приватизации в политических целях.

С юридической точки зрения приватизация должна иметь строго очерченные законом границы (понятие приватизации в узком смысле слова, основные ее цели, круг регулируемых отношений и т. д.).

Что касается широкой трактовки приватизации, то она лишь отражает многогранность рассматриваемой категории. Так, приватизация может иметь политический, коммерческий, психологический и другие аспекты.

В противном случае (когда термин «приватизация» обладает разным значением) весьма сложно очертить круг общественных отношений, которые подпадают под действие Закона о приватизации.

Приватизация преследует несколько основных целей, которые указываются в государственной программе приватизации. В настоящее время действует Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента РФ 1993 г. № 2284 (в ред. от 16 августа 2004 г. № 1084).

К числу таких целей относятся:

  1. повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройки экономики;
  2. формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
  3. вовлечение в процесс приватизации населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г.;
  4. завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, а также объектов «малой приватизации»;
  5. привлечение в производство инвестиций, включая иностранные;
  6. содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).

В процессе приватизации некоторые цели меняются с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов.

Так, на первом этапе приватизации была достигнута главная ее цель — перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами).

Итак, приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой один из способов распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ в форме возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в Государственной программе приватизации.

Источник: https://isfic.info/kommers/pred56.htm

Понятие приватизации, ее отличительные признаки и обязательные условия

Понятие приватизации
⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 51Следующая ⇒

ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года . Одобрен Советом Федерации5 декабря 2001 года.

· Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

· Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее – федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

· Основные признаки приватизации перечислены в ст. 217 ГК и могут быть сведены к следующим:

· а) приватизируемое имущество должно быть объектом государственной или муниципальной собственности. Поэтому не является приватизацией, например, переход кооперативных квартир в домах ЖСК в собственность граждан или акционирование предприятия, созданного потребительским обществом. К таким случаям применимы общие нормы гражданского права;

· б) покупатель приватизируемого имущества обязательно должен быть субъектом частной собственности. Поэтому переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является;

· в) необходимость соблюдения особой публичной процедуры приватизации, предусмотренной законами о приватизации (процедуры подачи заявки, принятия решения о приватизации, об отказе в приватизации и т.д.). Не соблюдение этих правил может повлечь за собой признание соответствующих сделок недействительными (п. 2 ст.

29 Закона о приватизации). Именно наличие в процедуре приватизации особого публичного элемента заставляет законодателя при решении вопросов приобретения и прекращения права собственности отдавать приоритет законам о приватизации (ст. 217 ГК).

При решении же других вопросов должны применяться общие нормы гражданского права.

· В отдельных законодательных актах содержатся дополнительные признаки приватизации того или иного имущества. Так, в соответствии со ст. 1 Закона о приватизации обязательным признаком приватизации признается ее возмездность.

Это свидетельствует об окончательном завершении государственной политики бесплатной чековой приватизации, проводимой ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации” . Напротив, в соответствии со ст.

1 и 11 Закона о приватизации жилищного фонда основным признаком приватизации жилых помещений по-прежнему остается ее безвозмездный характер.

Обязательные условия для приватизации:

  • право на нее имеют все проживающие в квартире квартиросъемщики по договору соцнайма или согласно ордеру и только на ту площадь, на которой зарегистрированы и которая указана в документах или в равных частях, когда жилплощадь квартиры при процедуре делится между жильцами;
  • жильцы должны иметь постоянную прописку;
  • временно проживающие, а также, например, родственники нанимателей, которые не живут в квартире, приватизировать ее не имеют права;
  • по закону допускается приватизировать жилье только один раз за всю жизнь тем, у кого нет ранее приватизированного жилья (исключение составляют случаи, когда судом установлено, что права заявителя при прохождении процедуры были нарушены – тогда можно повторить ее еще раз);
  • от процедуры можно отказаться, но передать свое право приватизировать определенную долю жилья кому-либо нельзя (такой отказ оформляют письменно и заверяют нотариально).

Процедура бесплатная касательно самого жилья, но за оформление документов придется оплатить несколько платежей и госпошлин. Основными законодательными актами, регламентирующими ее, являются ФЗ «О приватизации» от 2001 г. и Решение комитета России по муниципальному хозяйству «Об утверждении примерного положения о бесплатной приватизации жилфонда в Российской Федерации».

В процессе приватизации государственного и муниципального имущества между ее участниками возникают соответствующие общественные отношения, регулируемые правом. В правовой литературе распространено мнение о существовании особых “приватизационных правоотношений”*(444).

В качестве субъектов указанных отношений выступают, с одной стороны, собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, а с другой стороны – лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества.

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст.214 ГК РФ). Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст.215 ГК РФ). То есть собственником государственного и муниципального имущества, а следовательно, и субъектом приватизационных отношений являются соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Законодательство о приватизации предусматривает определенную классификацию ее объектов, основанием которой является степень возможности приватизации тех или иных объектов.

Исходя из этого основания объекты приватизации всегда подразделялись на: имущество, приватизация которого запрещена; имущество, приватизация которого ограниченна (данное имущество закрепляется в государственной собственности до принятия решения о его приватизации); имущество, приватизируемое в особом порядке (по решениям Правительства РФ, без участия нерезидентов и т.п.

); приватизируемые объекты, в том числе в порядке обязательной приватизации. Закон 2001 г.

предусматривает иную классификацию имущества исходя из возможности его приватизации, содержащую два вида имущества: имущество, не подлежащее приватизации (объекты гражданских прав, оборот которых не допускается (объекты, изъятые из оборота), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности); имущество, подлежащее приватизации.

При этом имущество, подлежащее приватизации, включает в себя имущество, приватизация которого ограниченна или осуществляется в особом порядке.

Во-первых, это стратегические предприятия и акционерные общества, для приватизации которых необходимо соответствующее решение Президента РФ: федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Во-вторых, акции РАО “Газпром” и РАО “ЕЭС”, а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия, которые приватизируются на основании федерального закона (ст.7 Закона о приватизации 2001 г.).

⇐ Предыдущая28293031323334353637Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/13xfbde.html

Приватизация

Понятие приватизации

Переход на модель рыночной экономики в России в начале 90-хх годов прошлого столетия ознаменовался принятием решением властей о запуске массовых приватизационных процессов.

Данная мера была призвана активизировать предпринимательскую деятельность, и первые результаты перевода объектов жилищного, земельного фонда, предприятий и прочего имущества от государства в частные руки продемонстрировали ее эффективность.

Приватизация: понятие процесса и его суть

Под «приватизацией» следует понимать регламентированную законодательством процедуру отчуждения права собственности на имущественные объекты, ранее находящиеся в ведомстве государственных органов в пользу физического (юридического лица) на платной или бесплатной основе.

Суть приватизационного процесса – заключение сделки между частным субъектом и органами власти с целью выкупа или бесплатного переоформления муниципального имущественного объекта в собственность первого. Таким образом, после старта приватизации вначале 90-хх россияне смогли получить права на имущество, ранее считавшееся государственным.

Законодательная база

Регламентные нормы правового регулирования процедуры излагаются в следующих законах:

  • «О приватизации жилищного фонда» (ФЗ №1541-ФЗ от 4 июля 1991 года);
  • «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ФЗ №178-ФЗ от 21 декабря 2001 года);
  • «О госрегистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними» (ФЗ №122-ФЗ от 21 июля 1997 года).

Помимо основных документов, определяющих директивы процедуры отчуждения в частные руки, законодательную базу вопроса также составляют некоторые Статьи Жилищного, Земельного, Гражданского и Налогового Кодексов РФ.

Главный приватизационный закон (ФЗ №178-ФЗ) предполагает ряд ограничений, согласно которым, не могут быть приватизированы объекты природных ресурсов, земли, земельные территории государственного резерва, движимое имущество, предметы, которые передаются на основании действия международных договоров.

Некоторые ограничения существуют и для жилищных объектов госфонда – возможность их передачи в частные руки регламентируется региональными законодательными актами.

Согласно некоторым поправкам к закону, предполагалось, что воспользоваться бесплатной приватизацией госимущества можно будет до 1 марта 2017 года, а после – исключительно на платной основе.

Однако, после принятия ФЗ № 14-ФЗ от 22 февраля 2017 года накануне предполагаемого окончания срока, бесплатная приватизация приобрела бессрочный статус – таким образом, в возможности получить право собственности на государственное имущество для россиян не имеет временных ограничений.

Виды приватизации

Российское законодательство предполагает три ключевых вида приватизации госимущества:

  • Приватизация жилищных объектов: предусматривает процедуру бесплатного переоформления права собственности для граждан, которые там проживают.
  • Переход в частную собственность земельных объектов: участок может быть приватизирован безвозмездно лишь в том случае, если он ранее был передан частному пользователю для эксплуатации, не имевшей ограничительного периода. На данный момент подобных участков в стране не осталось, а поэтому за приватизационную процедуру всем желающим стать землевладельцем приходится платить.
  • Передача права собственности на предприятия и прочие объекты госимущества – предусматривает платную форму.

Сколько раз может быть реализована бесплатная приватизация?

Согласно Закону о приватизации (ФЗ №1541-ФЗ), реализовать свое право на бесплатную приватизацию человек может один раз, однако, здесь же прописываются и исключения в праве на повторную безвозмездную процедуру. К ним относятся следующие категории граждан:

  • несовершеннолетние на момент приватизации лица (после наступления 18 лет за ними сохраняется право приватизации муниципальной собственности);
  • лица, пострадавшие и утратившие жилье вследствие катастроф, стихийных бедствий, терактов;
  • граждане, переселившиеся из регионов Крайнего Севера.

Особенности бессрочной приватизации

Как было упомянуто выше, принятый в феврале 2017 года Федеральный закон №14 снял все ограничения, связанные со сроками для реализации бесплатной приватизации – с 1 марта 2017 года для россиян остается доступным возможность принять право собственности на госимущество на бесплатной основе без каких-либо ограничительных сроков.

Бессрочная приватизация нивелировала, тем самым и сроки действия Закона о «дачной амнистии» – ранее возможность регистрации садовых дачных участков в упрощенном режиме была возможна до 2020 года.

Нюансы приватизационного процесса

Процедура оформления имущественного объекта в частную собственность предполагает стандартный алгоритм действий:

  • сбор документов на жилье и всех участников приватизационного процесса;
  • подача заявления о приватизации имущественного объекта в уполномоченные ведомства (местный муниципалитет, агентства жилищного фонда в городе, департаменты городского имущества, МФЦ – конкретную организацию, отвечающую за оформление приватизации, следует уточнять на локальном уровне).
  • предоставление вместе с заявлением необходимого пакета документов.

Какие документы требуются для процедуры?

Приватизационный процесс предусматривает сбор стандартного перечня документов, который может быть расширен дополнительными бумагами в некоторых случаях – при разводе, после смерти нанимателя и в других ситуациях, предполагающих исключительные нюансы.

Какие документы потребуются во всех случаях?

  • заявление на переоформление;
  • паспорта участников приватизационного процесса;
  • Форма №2 об участии и неучастии в процедуре;
  • нотариально заверенный отказ от приватизации других проживающих здесь лиц;
  • ордер на жилье или договор соцнайма;
  • техпаспорт на жилье;
  • справка о составе семьи – регистрации всех проживающих лиц;
  • подтверждение отсутствия коммунальных долгов по лицевому счету.

Согласно в ФЗ №1541-ФЗ, приватизация может быть реализована исключительно на основании общего согласия всех лиц, зарегистрированных по данному адресу.

Даже те, кто добровольно отказался участвовать в приватизационном процессе, должны присутствовать при подаче пакета документов в уполномоченном ведомстве и подписать заявление о своем неучастии. Данная мера свидетельствует о согласии лиц на проведение приватизации жилья.

При этом, отказ от приватизации предусматривает сохранение за человеком права проживания на данной жилплощади и возможностей участвовать в процедуре приватизации другого жилищного объекта.

Приватизация после развода

Приватизация жилья после развода является потенциальной возможностью для ее разделения между сторонами в будущем, потому как сам факт расторжения брака не влияет на процесс.

Приватизировать квартиру возможно при обоюдном согласии супругов, при этом факт проживания бывшего супруга на жилплощади не влияет на перспективы приватизации. Данные условия также изложены в Законе о приватизации (ФЗ №1541-ФЗ). Оформить жилье бывшие супруги могут в формате долевой или совместной собственности.

В пакет документов для приватизации потребуется приложить копию свидетельства о расторжении брака, а также письменное согласие бывших партнеров на приватизацию жилья.

Нужна ли прописка при приватизации?

Право на приватизацию жилья россиянами, закрепленное в ФЗ №1541-ФЗ, определяется исходя из обстоятельств проживания на данной жилплощади, при этом непосредственно не связано с наличием прописки по данному адресу. Вместе с тем, проживая в квартире, гражданин обязан быть здесь зарегистрирован.

Отсутствие прописки может свидетельствовать о том, что человек:

  • не проживает по заявленному адресу;
  • совершает административное нарушение, за которое будет оштрафован на сумму в размере 2-3 тыс. рублей.

При этом, если в первом случае гражданин не имеет основания претендовать на приватизацию жилья, то во втором – право приватизации за ним сохранится. В пакет обязательных документов нужно будет приложить квитанцию об уплате административного штрафа.

Приватизация жилья, полученного по наследству

Согласно Ст. 1141 ГК РФ, право на наследование объекта жилья, приватизация которого так и не завершилась при жизни умершего, переходит к его официальным наследникам по закону или по завещанию. В качестве документального нюанса, дополняющего основной пакет документов, обязательным является предоставление подтверждение факта родства наследодателя и его наследника.

Право приватизации предоставляется не в связи с передачей наследства, а на основании договора соцнайма. Обязательным условием для приватизации наследником является факт совместного проживания с умершим по данному адресу. Приватизация будет невозможна, если они проживали в разных квартирах.

Приватизация двух квартир

Как уже было сказано, законодательство РФ о приватизации (ФЗ №1541-ФЗ) разрешает россиянам проводить бесплатную приватизацию всего один раз.

Соответственно, приватизировать второй жилищный объект можно будет исключительно на платной основе, если гражданин не является переселенцем из региона Крайнего Севера, пострадавшим от катастрофы и теракта.

В группе исключения – факт приватизации квартиры лицом до наступления совершеннолетия. В таком случае по достижению 18-летнего возраста гражданин будет иметь законное право получить вторую квартиру.

Приватизация после смерти

Ст. 672 ГК РФ предписывает норму, по которой семья основного нанимателя квартиры, имеет право проживать в ней даже после кончины лица нанимателя и выступать стороной в приватизационном процессе.

Однако, получить жилье после смерти члены семьи могут лишь в том случае, если наниматель успел подать заявление на приватизацию. В таком случае, следует обратиться в суд с исковым заявлением на включение в состав наследства данного жилья. А по истечении 6-месячного срока (при условии регулярной уплаты коммунальных платежей за умершего) члены семьи могут претендовать на право собственности.

Таким образом, на сегодняшний день, приватизация имущественных объектов для россиян доступна в виде ряда возможных вариантов как на платной, так и на бесплатной основе.

Законодательство разрешает гражданам единожды переоформлять государственное имущество в частную собственность при наличии необходимого пакета документов и при соблюдении нормативного регламента. С февраля 2017 года возможность приватизировать жилье, земельные участки и предприятия была лишена ограничительного периода и стала бессрочной.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/priobretenije/privatizacija

Приватизация — что это и как работает

Понятие приватизации

Взаимоотношения общества с государством принимают различные формы. Приватизация – одна из таких форм, которая является глобальным процессом. Охватывает большинство стран мира.

1. Что означает приватизация простыми словами

Приватизация — это мероприятие, направленный на переход государственного имущества к частным лицам. Это одна из форм преобразования юридического статуса недвижимости или иной государственной собственности. Является широкомасштабной и осуществляется государством.

Частные лица – это:

  • коммерческие компании;
  • домохозяйства;
  • люди.

По сути, приватизация – это разгосударствление собственности страны. Тем не менее, стоит отметить, что разгосударствление не обязательно происходит после приватизации. Оно может осуществляться независимо.

Термин «приватизация» образован от латинского «privatus» и означает «частный». Но, фактически, приватизация представляет собой сочетание государственного и частного секторов в экономике.

Приватизация не является средством экономического развития. Но представляет собой инструмент, с помощью которого оно происходит. Она направлена:

  • на сокращение государственного сектора;
  • на перевод макроэкономической политики от плановой к рыночной (либерализация).

Подразумевается, что приватизация доступна каждому лицу на определенных условиях.

Объекты приватизации:

  • промышленные предприятия;
  • сельскохозяйственные предприятия;
  • земля;
  • жилой фонд.

В рамках приватизации осуществляются юридические операции. Регулируется процесс специальным законами. Их несколько для каждого типа государственной собственности.

Условия реализации:

  • не менее 2-х участников процесса;
  • один из участников – это государственная организация.

Приватизация всегда реализуется с учетом описания условий финансовых операций, осуществляемых в процессе, если они предусмотрены. Метка о условиях финансовой составляющей или ее отсутствия прописывается в договоре.

Таким образом, приватизация может осуществляться:

Приватизация символизирует переход от социального строя к капитализму.

2. История приватизации

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Приватизация в Европе

Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).

Приватизация в США

В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 году для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.

Приватизация в Японии

В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.

Приватизация в Китае

Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.

Приватизация в 20 веке

В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.

Приватизация в мире

В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.

Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.

В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.

3. Приватизация в Россия

Начало процесса приватизации официально заявлено в 1990 году.

Программа этапов приватизации имела наименование «500 дней» и включала 20 законодательных проектов. Регулировался процесс законом от 24 декабря 1990 «О собственности в РСФСР» №443-1, содержащий исходные положения.

Согласно разработанным пунктам в законодательстве, полномочия руководителей государственных предприятий преобразовывались в полномочия собственников. Указами президента в 1991 году, а также в 1992 году от 29 января определены основные стадии программы приватизации. Однако, 51% акций, по условиям закона, оставались в общесоюзной собственности.

Новый юридический статус приватизированных предприятий:

  • АО – акционерные общества;
  • ОАО – общества с ограниченной ответственностью.

Инициаторами стали экономисты: Егор Гайдар и Анатолий Чубайс.

Цели приватизации:

  • создание на рынке России слоя эффективных собственников;
  • создание на российском рынке конкурентной среды.

Фактически, произошло изменение социально-экономической системы (смена экономического и политического «строя»).

Этапы приватизации в России с 1992 по 1994 годы:

  • распродажа государственных микропредприятий с численностью сотрудников до 200 человек через торги или с помощью прямой продажи;
  • формирование акций в сфере финансовой деятельности средними и крупнейшими предприятиями;
  • продажа ваучеров населению в целях их активации путем обмена на акции.

Суть системы ваучеров заключалась в распределении государственного имущества между населением. Ваучер приобретался посредством прямой покупки в главном банке России – «Сбербанк».

Стоимость ваучера включала в себя 2 цены:

  • фактическая – 25 рублей;
  • номинальная – 10 000 рублей.

Номинальная стоимость олицетворяла собой сумму основных фондов привязанного к конкретному ваучеру предприятия в денежном выражении, в соотношении на душу населения по ценам уровня 1992 года.

Однако, фактически – доходная часть ваучера оказалась, в основном, ничтожной. Голоса акционеров, в целом, ни на что не влияли, в результате чего граждане продавали акции руководителям предприятий за ничтожные деньги.

Это привело к обогащению лишь узкой группы лиц.

Доля частных компаний достигла 67% к 1995 году.

Запрещены к приватизации:

  • трубопроводы;
  • автомобильные дороги общего пользования;
  • шельф;
  • а также недра;
  • лесной фонд;
  • телевизионные станции и другие стратегически значимые государственные объекты.

В 1996 году произошел второй этап приватизации. Он проведен перед выборами президента 1996 года.

Обязательными к приватизации определены следующие сферы:

  • торговля: оптовая, а также розничная;
  • предприятия легкой промышленности;
  • сфера строительства;
  • предприятия пищевой промышленности;
  • общественного питания;
  • и переработка или производство продуктов сельскохозяйственного назначения.

Приватизация 1996 года представляла собой залоговые аукционы.

Цель залоговых аукционов – наполнение государственного бюджета.

Это означало, что министерство финансов осуществляло сделки с коммерческими банками. Они заключались в обмене финансовыми услугами между правительством и банками.

Банки кредитовали бизнес, а правительство временно передавало им пакеты акций государственных предприятий. Особенностью сделки стало то, что многие предприятия не смогли окупить кредиты.

Тогда предприятия переоформлялись в собственность банков согласно условиям кредитования. Эти действия привели к формированию олигархического слоя населения.

4. Плюсы приватизации

Несмотря на минусы, приватизация стала интересным решением в более низких слоях экономической жизни.

Некоторые плюсы приватизации:

  • бесплатное жилье для населения. Обычно – это квартира, права на которую предусматривают ее передачу в аренду третьим лицам, допускают ее продажу и любые другие коммерческие операции с ней. Государственная Дума в 2017 году утвердила постановление о бессрочной приватизации;
  • бесплатная выдача участков земли сельхозназначения членам, а также работникам колхозов, совхозов. 12 млн граждан, в том числе после выхода на пенсию стали обладателями не только имущественного, но и земельного пая как части общего долевого имущества бесплатно. Земля по усмотрению владельца может использоваться для получения прибыли – предусматривается аренда, ее продажа, использование ее в виде взноса в уставной капитал;
  • создание смешанного типа экономики, создание свободы рынка, свобода предпринимательства;
  • экономическое пространство для формирования конкуренции.

Регулируется приватизация жилого фонда федеральным законом №178, вступившего в силу 21 декабря 2001 года. Принят закон Государственной Думой в 2001 году 30 ноября.

Закон 2006 года федерального уровня №93 или так называемая «дачная амнистия» способствовала в упрощенном порядке либо полностью бесплатно приватизировать прочие земельные участки. Перешло в частную форму около 115 млн Га земель.

5. Статистика некоторых результатов приватизации в России

В 2001 году завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.

К 2006 году 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO».

Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой.

Однако, в 2020 году произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».

К 2009 году госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.

В 2015 году как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.

Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 года. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд. российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.

Источник: https://vsdelke.ru/ekonterminy/privatizaciya.html

Понятие и значение приватизации

Понятие приватизации

Определение 1

Приватизация — это процесс изменения вида собственности в ходе которого происходит передача или продажа в частные руки имущества (или его определенной части), находящегося в государственной собственности.

Ответственное хозяйствование (владение имуществом) возможно исключительно в случаях, когда привлеченный инвестор имеет право присваивать доход, быть собственником наравне с инвестором первоначальных ресурсов, что объясняет связь собственности и хозяйствования. Подобный процесс сопутствует организации частной собственности наряду с государственной.

Значимость и задачи приватизации:

  1. Экономическая теория говорит не только о важности обеспечения эффективности и справедливости при первичной приватизации (что сделать весьма проблематично), но и об удешевлении, упрощении последующего перераспределения прав собственности на средства производства в пользу более успешных предпринимателей, то есть участников процесса вторичной приватизации, которые имеют потенциал использовать приватизационные права с максимальным эффектом.
  2. Главной целью приватизации является зарождение «стратегических инвесторов» – производственных собственников, в первую очередь финансовых инвесторов, интересы которых заключаются в долгосрочном успешном развитии функционирования предприятий, инвесторами которых они являются.
  3. Государство не имеет возможности быть стратегическим инвестором всех предприятий, не во всех случаях такую возможность имеет и коллектив предприятий, особенно очень крупных. Существует огромная проблема в поиске стратегического инвестора для организаций, применяемых устаревшие технологии и оборудование. Для решения этой государственной задачи в преобразовании централизованно планируемой экономики в рыночную был запущен процесс приватизации государственной собственности.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Уменьшение государственного сектора в данном процессе – это важнейшая особенность прогресса общественного сектора в переходной экономике. Полное определение термина приватизации заключается в общем сокращении сферы вмешательства государства, в том числе финансового в частную собственность.

Приватизация – это важнейший элемент преобразований в системе экономике при переходе к рынку, включающая в себя действия, сопутствующие снижению роли государства и направленные на увеличение влияния частного сектора во всех сферах деятельности активами физических и юридических лиц.

В ФЗ РФ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” (1997) приватизацией государственного имущества является взаимовыгодное отчуждение государственного имущества в пользу физических и юридических лиц. Это подразумевает отказ от права собственности государства на часть организаций и их активов, перераспределение между местными властями, частным предприятиям прав на деятельность любого вида, ранее производимыми государственными организациями. Реорганизация собственника – это форма разгосударствления общественного сектора экономики. Существует отказ государства от производственной функции, осуществляется путем сочетания форм аренды, контрактации и различного государственного стимулирования производства в частном секторе.

Обратный процесс приватизации называется национализацией предприятий.

Формы и механизмы приватизации

Приватизационные ценные бумаги – это государственно ценные бумаги определенного назначения, используемые в качестве платежного средства для приобретения объектов приватизации. К таким видам ценных бумаг можно отнести ваучеры, приватизационные чеки, которые считаются подтверждающим собственность документом.

Приватизационные ценные бумаги изготавливаются и выпускаются в соответствии с законом о приватизации (1991) и обеспечивают их обладателям право приобретения государственного имущества в процессе приватизации.

Основные этапы приватизации:

  • определение формы приватизации – продажа предприятий через аукцион, на конкурсной основе конкурса либо путем их акционирования;
  • организация государственных структур – комитетов, управляющих государственным имуществом; фонды имущества организовывают тендерные торги для продажи предприятий или их акций;
  • установление объектов приватизации и их стоимости (оценка стоимости предприятия производится по остаточной стоимости основных производственных фондов).

Разгосударствление объектов – переход от государственного регулирования производства к регулированию с помощью рыночных механизмов.

В результате приватизации происходит изменение структуры собственности с преобладанием частной собственности и сокращением общественной.

Происходит изменение экономической роли и функции государства, при котором оно прекращает быть субъектом хозяйствования.

Процесс приватизации также способствует регулированию экономических процессов государства через реорганизацию экономических условий жизни. Ликвидируется монополия государства во внешнеэкономической деятельности.

С развитием общества в целом происходит развитие экономических процессов. Что способствует установлению современных способов приватизации: реформация государственных унитарных предприятий в общественно акционерные общества (абсолютно все акции находятся в государственной собственности); вклад государственных или муниципальных капиталов в хозяйственные общества.

Сама по себе приватизация не является эффективным механизмом, ускоряющим развитие рыночной экономики. Приватизация оказывает позитивное воздействие только при проведении экономических реформ в условиях перехода государственной экономики к рыночной.

Расширенное применение приватизации для развития государственной экономики оказывает влияние на мировой рынок и международные экономические институты. Однако форсированная чековая приватизация позитивно влияет на экономику исключительно в небольших государствах.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_i_znachenie_privatizacii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.