Понятие проживающие в жилом помещении

Содержание

Место жительства гражданина

Понятие проживающие в жилом помещении
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Граждане » Место жительства гражданина

Конституция РФ, как основной закон, закрепляет за каждым гражданином России право осуществлять свободный выбор места своего жительства и пребывания.

Конституция РФ, как основной закон, закрепляет за каждым гражданином России право осуществлять свободный выбор места своего жительства и пребывания. Подобное право, согласно гражданскому законодательству, признается одним из ключевых.

Понятие места жительства в гражданском праве

Место жительства гражданина является важнейшей категорией, благодаря которой можно определить правовой статус каждого человека (в том числе и несовершеннолетних детей в возрасте менее 14 лет).

В частности, с данной правовой категорией связывают признание человека без вести пропавшим или же, например, умершим. Кроме того, именно по адресу фактического места жительства направляются иски, повестки и другие документы, которые имеют важное юридическое значение для каждого человека.

Определение самой дефиниции «место жительства гражданина» дано в ст. 20 ГК РФ. Так, под этой категорией понимается – место, где определенный субъект правоотношений (т.е. гражданин) постоянно или же преимущество проживает.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в большей степени берутся во внимание жилые постройки (дома, квартиры, общежития, коммунальные квартиры), в которых лицо проживает на основании права собственности, договора найма или поднайма, соглашения об аренде и пр.

Определение права на выбор места жительства. Юридическое значение точного определения места жительства

Как было указано выше, определение конкретного места жительства субъекта позволяет государству гарантировать права и законные интересы всех граждан на территории РФ. Кроме того, точные сведения о месте пребывания человека позволяют обеспечить устойчивость правоотношений в гражданском поле, а также стабильность всей государственной системы.

Право на свободный выбор своего места жительства даруется всем без исключения гражданам. Однако ГК РФ подразумевает одно исключение из общего правила.

Так, местом жительства несовершеннолетнего ребенка до 14 лет, недееспособного гражданина, автоматически признается место, где прописаны и проживают их законные представители (родители или, например, лица, назначенные опекой, в качестве усыновителей и попечителей).

Кроме того, в юридической практике распространены случаи, когда субъекты правоотношений вынуждены покинуть место своего жительства по различным на то основаниям.

Иными словами, речь идет о том, что выбор места жительства будет носить принудительную форму, в частности, если лицо или его родственники стали жертвами преследования и других форм насильственного характера, которые несут собой определенную опасность их здоровью и жизни.

В данных случаях государство наделяет таких граждан особым правовым статусом и осуществляет всестороннюю поддержку и помощь в переселении.

Характеристика понятий «место пребывания» и «место жительства»

Зачастую из-за безграмотности простого населения не различаются такие понятия как место жительства и место пребывания. Кроме того, подобная путаница возникает и в силу того, что современное законодательство не предусматривает единой трактовки данных дефиниций, поэтому специалисты различных сфер видят в этих категориях совершенно противоположные характеристики.

Если обратиться к ЖК и ГК РФ, то под этими определениями в первую очередь законодатель понимает связь гражданина (в том числе и несовершеннолетнего ребенка, и недееспособное лицо) с определенной жилой площадью. Если проанализировать трактовку понятия к ФЗ под № 5242-I, то можно четко разграничить характеристики места жительства и места пребывания:

  • Место жительства – это место, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основании какого-либо права (собственности, аренды, найма и пр.). К таковым местам можно отнести: квартиру, дом, общежитие.
  • Место пребывания – это место, в которое гражданин прибыл для временного нахождения. В первую очередь это гостиницы, туристические базы и пансионаты, санатории и загородные комплексы, больницы и исправительные учреждения.

Таким образом, две эти важные категории следует разграничивать, так как они определяют совершенно разный правовой статус личности.

Определение места жительства детей в возрасте до 14 лет

Одним из самых сложных вопросов в юридической практике признается определение места жительства ребенка, который не достиг возраста 14 лет. Это связано с тем, что подобная тема имеет межотраслевой характер, который одновременно затрагивает как семейное, так и гражданское законодательство.

Если обратиться к ст. 20 ГК РФ, то в данном акте указано, что местом жительства ребенка в возрасте до 14 лет будет считаться место, где проживают его законные представители.

Это могут быть как родители, так и опекуны, усыновители и пр. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ребенок частично ограничен в своем праве свободно выбирать место жительства.

Это обуславливается тем, что он еще не признан полностью дееспособным гражданином РФ.

В ситуациях, когда возникают споры о месте жительстве ребенка при раздельном проживании родителей, в законную силу вступает ст. 65 СК РФ.

В данной правовой норме закреплено, что все конфликтные ситуации разрешаются посредством суда. При этом в первую очередь учитываются интересы и права ребенка.

Но берутся во внимание и отношения, которые сложились между ребенком и родителями, опекунами или усыновителями.

Однако, несмотря на то, что в законодательстве предусмотрены нормативные статьи, которые регламентируют данный вопрос, некоторые нюансы остаются непроработанными, что в определенной степени осложняет разрешение споров о месте жительства ребенка в возрасте до 14 лет.

Регистрация граждан по месту жительства

Законодательный регламент устанавливает и фиксирует правила, по которым каждый гражданин, находящийся на территории РФ, должен провести регистрацию по месту своего жительства или пребывания. Порядок регистрационного учета субъектов правоотношений в России устанавливается не только гражданским, жилищным законодательством, но и федеральными и региональными законами.

Для осуществления регистрационного учета по месту жительства или пребывания в государственный орган, наделенный подобным полномочием, физлицо должно предоставить полный список официальной документации, в том числе:

  • Свидетельство о рождении (данный документ необходим для регистрационного учета несовершеннолетних до достижения 14 лет).
  • Паспорт, который выдан на территории РФ.
  • Паспорт гражданина СССР, оформленного по образцу 1974 года (конкретные случаи необходимости предоставления данного типа документа прописаны в законодательстве РФ).
  • Необходимо для регистрационного учета и заявление, подписанное гражданином, который является законным собственником недвижимого имущества, на территории которого и будет прописано физлицо.
  • В том случае если прописка осуществляется на территорию жилья, которое было выдано по договору найма, поднайма или аренды, то в государственный орган регистрации необходимо предоставить письменное согласие наймодателя на свершение подобного действия.
  • Если гражданин, перед тем как осуществить передвижение на новое место жительства, снялся с регистрационного учета по предыдущему адресу, ему следует предоставить, при наличии, листок убытия.

На основании этой документации орган проведет регистрацию гражданина, затем будет проставлена печать в документ, удостоверяющий личность, а также единый госреестр.

Последствия несвоевременной регистрации гражданина

Законодательство РФ четко регламентирует порядок государственной регистрации граждан, поэтому в НПА даны точные сроки, когда следует встать на учет физлицу по новому месту жительства.

Так, в ст. 19.15 КоАП РФ прописано, что если гражданин не пройдет процедуру регистрации в семидневный срок, то на него накладывается административная ответственность. Санкция в данном случае подразумевает денежный штраф в размере от 1500 до 2000 рублей.

Кроме того, ответственность за несвоевременную регистрацию по месту жительства гражданина может нести и собственник жилья. В данном случае в силу вступает норма, закрепленная в ч. 2 ст. 19.15 КоАП РФ. На виновное лицо налагается штраф, размер которого составляет от 2000 до 2500 рублей.

При этом следует помнить о том, что исчисление срока в 7 дней начинается только с того момента, когда субъект прибудет по новому месту своего жительства, а не по факту снятия с предыдущего регистрационного учета. Из-за незнания подобного нюанса многие граждане попадаются на уловки миграционной службы, сотрудники которой неправомерно составляют протоколы административного правонарушения.

Если такое случается, то гражданин имеет законное право обратиться в уполномоченный орган для обжалования подобного решения. В частности, заявление может быть адресовано в вышестоящий орган или же судебную инстанцию, но в срок не позднее 10 дней с момента получения протокола.

Источник: https://advokat-malov.ru/grazhdane/mesto-zhitelstva-grazhdanina.html

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 ноября 2016 г. N 37404-АТ/04 Об определении количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан

Понятие проживающие в жилом помещении

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее:

Формулы 4, 4(1), 5, 7, 9, 20, 21, 23, 23(1), 26, 27 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее – Правила N 354), а также формулы, предусмотренные пунктами 12, 14 приложения 2 к Правилам N 354 используют понятие количество постоянно и временно проживающих граждан.

Указанное количество применяется при расчетах размера платы и объема потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению в случаях, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета соответствующего коммунального ресурса.

Количество постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан определяется исходя из следующего:

Постоянно проживающими в жилом помещении являются граждане, которые зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту жительства.

В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г.

N 713 (далее – Правила N 713), местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.

) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Таким образом, количество постоянно проживающих в жилом помещении граждан равняется количеству граждан, зарегистрированных в указанном жилом помещении по месту жительства (регистрация по месту жительства является бессрочной, постоянной).

Временно проживающими в жилом помещении являются граждане, зарегистрированные в указанном жилом помещении по месту пребывания.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил N 713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. В случае, если временно проживающий в жилом помещении гражданин не является собственником указанного помещения и не является нанимателем указанного помещения, то есть право пребывания в таком помещении предоставлено гражданину лицом, имеющим право пользования указанным помещением, в качестве одного из документов для регистрации гражданина в качестве временно пребывающего пункт 9 Правил N 713 устанавливает заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение. Именно это заявление указано и в подпункте “б” пункта 57 Правил N 354.

Необходимо отметить, что подпункт “б” пункта 57 Правил N 354 в качестве лица, подающего такое заявление, устанавливает собственника или постоянно проживающего потребителя. Данная формулировка указывает на лицо, имеющее право пользования помещением – таким лицом является либо собственник, либо постоянно проживающий в помещении потребитель.

В случае, если жилое помещение является собственностью муниципального образования, и данное жилое помещение передано нанимателю по договору найма, такой наниматель является постоянно проживающим в помещении потребителем, и имеет право оформлять заявление о пользовании указанным жилым помещением временно проживающими потребителями.

Документом, подтверждающим право нанимателя использовать указанное помещение, является договор найма – этот документ в обязательном порядке должен предоставляться при оформлении заявления.

При этом с учетом того, что муниципальное помещение уже передано нанимателю по договору найма, в указанном случае недопустимо оформление заявления от имени органов местного самоуправления.

Помимо граждан, зарегистрированных в жилом помещении по месту пребывания, к временно проживающим жилищное законодательство относит также граждан, проживающих в жилом помещении без регистрации в указанном жилом помещении – то есть тех граждан, у которых отсутствует регистрация в указанном жилом помещении и по месту жительства, и по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 56(1) Правил N 354 в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (далее – Акт).

Необходимо отметить, что сам по себе указанный Акт не может являться основанием для применения количества указанных в Акте граждан в расчетах платы за коммунальные услуги.

Составленный исполнителем коммунальных услуг Акт в соответствии с тем же пунктом 56(1) Правил N 354 в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

После получения Акта от исполнителя коммунальных услуг соответствующие уполномоченные органы проводят проверку и в случае подтверждения факта проживания в жилом помещении граждан, не имеющих в указанном помещении регистрации, составляют Протокол об административном правонарушении.

Именно такой Протокол в соответствии с пунктом 58 Правил N 354 количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте “б” пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для определения количества временно проживающих граждан. Применение в расчетах платы за коммунальные услуги Акта, составленного исполнителем коммунальных услуг, в отсутствие составленного уполномоченными органами Протокола об административном правонарушении, недопустимо.

Документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (свидетельство о праве собственности на указанное помещение, выписка из ЕГРП, договор найма на указанное помещение, иные документы, предусмотренные законодательством) являются основанием для внесения оплаты за коммунальные услуги и содержание жилого помещения, но не являются основанием для определения количества проживающих в жилом помещении граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает: у собственников помещений – с момента возникновения права собственности на помещение; у нанимателей и арендаторов помещений – с момента заключения соответствующих договоров найма и аренды; у членов жилищных кооперативов – с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Применение в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения такого показателя, как количество граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, количество нанимателей), не предусмотрено ни Жилищным кодексом РФ, ни принятыми во исполнение его положений постановлениями Правительства РФ. В том числе применение в расчетах платы за коммунальные услуги количества граждан, не проживающих в жилом помещении, а лишь имеющим право такого проживания, не соответствует положениям Правил N 354. При расчете размера платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения используются следующие количественные показатели:

– размер платы за содержание жилого помещения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению и размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, рассчитываются исходя из площади помещения;

– при наличии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению определяется, исходя из показаний этих приборов учета;

– при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению определяется, исходя из нормативов потребления указанных услуг и количества постоянно и временно проживающих граждан

Таким образом, применение в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения количества граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, количество нанимателей), недопустимо.

В случае, если в жилом помещении не зарегистрирован ни один гражданин (ни по месту жительства, ни по месту пребывания), при этом отсутствуют Протоколы об административных правонарушениях, выраженных в проживании в указанном жилом помещении граждан без регистрации в этом жилом помещении, если при этом жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, предъявление к оплате коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению неправомерно.

В том числе, для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии Протоколов об административных нарушениях, выраженных в проживании в указанном помещении граждан без регистрации, расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном жилом помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству Российской Федерации. Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю.

Дополнительно сообщаем, что письма федеральных органов исполнительной власти, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Департаментажилищно-коммунального хозяйства А.В. Таманцев

В ряде случаев при расчете размера платы за коммунальные услуги учитывается количество постоянно и временно проживающих граждан.

К первым относятся лица, зарегистрированные в помещении по месту жительства. Ко вторым – граждане, зарегистрированные в помещении по месту пребывания.

Возникают ситуации, когда в помещении проживают граждане без регистрации по месту жительства (пребывания).

Если исполнитель коммунальных услуг обладает информацией о наличии граждан, проживающих в помещении, не оборудованном приборами учета потребленных ресурсов, без регистрации, то он вправе составить акт об установлении количества лиц.

Документ в течение 3 дней направляется в уполномоченный орган в сфере миграции, который проводит проверку и при подтверждении факта проживания граждан в помещении без регистрации составляет протокол об административном правонарушении.

Именно такой протокол является основанием для определения количества временно проживающих граждан в целях определения размера платы за коммунальные услуги.

Также отмечено, что не допускается применять в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения такой показатель, как количество граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования им (количество собственников, количество нанимателей).

Для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета ресурсов, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии вышеупомянутых протоколов расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству. Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71454382/

Правовое положение лиц, не являющихся собственниками жилых помещений – Новости про недвижимость, строительство, инвестиции

Понятие проживающие в жилом помещении

Часть из обозначенных оснований проживания регламентирована достаточно подробно, остановимся на правовом положении бывших членов семьи собственника.

К вещным правам можно отнести: право члена семьи собственника (в том числе и членов семьи, которые сохранили право проживания даже при смене собственника) и право проживания в жилом помещении на основании завещательного отказа.

К обязательственным правам можно отнести: право проживания лица на основании соглашения с собственником, заключаемого в момент заселения или проживания в жилом помещении (ч. 2 ст.

31 ЖК РФ); право проживания лица на основании соглашения с собственником, заключаемого после прекращения с собственником семейных отношений (ч. 4 ст. 31); право проживания лица на основании соглашения с собственником, заключаемого на основании судебного решения (ч. 4 ст.

31 ЖК РФ), право проживания лица на основании договора пожизненного содержания с иждивением (ст. 34 ЖК РФ); право проживания поднанимателя.

Члены семьи собственника жилого помещения, к которым относятся супруг, его дети и родители, другие родственники и даже иные лица, вселенные в качестве членов семьи, имеют право пользования жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Эта гарантия жилищных прав членов семьи собственника жилого помещения действует до тех пор, пока поддерживаются семейные отношения между ними и собственником жилого помещения.

В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшими членами семьи собственника не сохраняется, если иное не будет установлено соглашением между собственником и бывшими членами его семьи (п. 4 ст. 31 Жилищного кодекса).

Отметим, что доказательственное значение может иметь только такое соглашение, которому придана письменная форма. Исключая супругов, для всех остальных бывших членов семьи достаточно простой письменной формы.

Для соглашения супругов, определяющего их имущественные права, в том числе и право на проживание в квартире собственника, именуемого брачным договором, предусмотрено нотариальное удостоверение (ст. 41 Семейного кодекса).

Бесспорным доказательством прекращения семейных отношений между супругами может служить решение суда о признании брака недействительным, о расторжении брака или соответствующее свидетельство, выданное органами ЗАГСа. С учетом личного характера этих отношений сам факт обращения собственника жилого помещения в суд с иском о выселении других членов семьи можно рассматривать как доказательство прекращения их семейных отношений.

Положение п. 4 ст. 31 ЖК РФ о производной роли права пользования жилым помещением члена семьи собственника распространяется в качестве общего правила на всех бывших членов семьи собственника независимо от возраста, трудоспособности, срока проживания в этой квартире и иных обстоятельств.

Вместе с тем, если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения или другие обстоятельства не позволяют ему приобрести иное жилое помещение, за ним может быть сохранено право пользования квартирой собственника на определенный срок, продолжительность которого в каждом конкретном случае решается судом.

Отметим, что это право суда, но не обязанность. В данной ситуации бывший супруг должен обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов, а затем об обеспечении себя и других членов его семьи жилым помещением.

Предоставляется ли жилье с учетом алиментных обязательств – часто встречающийся вопрос. В соответствии со ст. 410 Гражданского кодекса к зачету предъявляются встречные однородные требования.

На практике получается, что собственник жилья платит алименты на ребенка, иногда и на бывшую супругу, и в дополнение к этому должен обеспечить их иным жилым помещением согласно решению суда.

Вопрос о возможности продления этого срока пользования жилым помещением бывшими членами семьи законом не урегулирован.

Если учесть, что по ряду заслуживающих внимания причин предоставленный судом срок оказался недостаточным для подыскания иного жилья, и речь идет о выселении престарелых, несовершеннолетних, инвалидов, т. е. социально незащищенных людей, то продление такого срока вполне допустимо.

По истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений части 4 ст. 31 ЖК РФ, право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между собственником и данным бывшим членом его семьи.

Специальное указание на выселение бывших членов семьи собственника, пользующихся жилым помещением на основании решения суда в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ, содержится в ч. 2 ст. 35 ЖК РФ.

Основание: использование жилого помещения не по назначению, систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, бесхозяйственное обращение с жилым помещением, влекущее его разрушение. Собственник жилого помещения вправе предупредить данного гражданина о необходимости устранить нарушение.

Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, собственник жилого помещения также вправе назначить данному гражданину разумный срок для проведения ремонта жилого помещения.

В случае если данный гражданин после предупреждения собственника жилого помещения продолжает нарушать права и законные интересы соседей, использовать жилое помещение не по назначению или без уважительных причин не проведет необходимый ремонт, данный гражданин, по требованию собственника жилого помещения, подлежит выселению на основании решения суда.

Вместе с тем прекращение семейных отношений ведет к изменению статуса бывших членов семьи собственника – с этого момента они фактически становятся нанимателями и несут все права и обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.

Как представляется, в качестве нанимателей жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности, бывшие члены семьи применительно к ст. 679 ГК РФ имеют право вселить в занимаемое ими помещение независимо от согласия собственника дома или квартиры своих несовершеннолетних детей.

Вселение других лиц допускается с согласия собственника дома или квартиры.

В свою очередь, и собственники недвижимости не могут произвольно, по своему усмотрению вселять в жилое помещение принадлежащего им дома или квартиры других лиц, игнорируя интересы и права тех, кто проживает на этой площади в качестве пользователей, т. е. бывших членов семьи. В силу закона такие лица вправе требовать устранения нарушения их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения (п. 3 ст. 292 ГК РФ).

Прекращение права пользования жилым помещением бывших членов семьи собственника возможно и до истечения установленного судом срока – при изменении их материального положения.

В случае отчуждения собственником принадлежащего ему жилого помещения это право прекращается, за исключением одной категории граждан – бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в приватизации жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 558 ГК РФ перечень лиц, сохраняющих в соответствии с законом право пользования жилым помещением после его приобретения покупателем, с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением является существенным условием договора продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, в которых эти лица проживают.

Из этой нормы следует, что при отчуждении жилого помещения в договоре должно быть указано право лица, которое в нем проживает, на пользование жилым помещением, в ином случае договор не может быть заключен, поскольку не достигнуто соглашение по всем существенным условиям.

Пунктом 4 ст.

292 ГК предусмотрены определенные ограничения при отчуждении жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), – если при этом затрагиваются охраняемые законом интересы указанных лиц, требуется согласие органа опеки и попечительства.

Статья 31 ЖК РФ регулирует жилищные отношения лишь в случаях, когда члены семьи собственника и сам собственник проживают совместно.

Статья же 292 ГК РФ не упоминает такого ограничения, допускает возникновение у члена семьи прав в отношении такого жилого помещения собственника, в котором сам собственник не проживает.

Зачастую родители и их взрослые дети проживают раздельно в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности родителям, подобные ситуации статьей 31 ЖК РФ не охватываются.

Отметим, что указанная норма жилищного законодательства является специальной, но она не может исключить действия положений Гражданского кодекса РФ, положениям которого необходимо отдавать предпочтение согласно ст. 3 ГК РФ.

Таким образом, члены семьи собственника жилого помещения, проживающие отдельно от самого собственника в другом его жилом помещении, приобретают право пользования жильем, в котором проживают, в соответствии со ст. 292 ГК РФ.

Статья 31 ЖК в данном случае не применяется.

Если же рассматривать группу – члены семьи, проживающие совместно с собственником жилого помещения, то здесь можно выделить две подгруппы. Первая – супруг, родители, дети, усыновители и усыновленные (согласно ст. 137 СК РФ).

Указанные лица автоматически приобретают право пользования жильем, если проживают в нем постоянно. Следовательно, при вселении собственником в свой дом, квартиру супруга, детей, родителей у них возникает право постоянного пользования жилым помещением.

Акт вселения со стороны собственника свидетельствует о его желании предоставить этим лицам соответствующее право.

Все другие условия пользования жильем данной группы лиц могут устанавливаться дополнительным соглашением, заключенным в простой письменной форме (ст. 161 ГК РФ).

Вторая подгруппа членов семьи – другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане (бабушки, внуки, племянники, так называемые фактические супруги, зятья, снохи, пасынки и пр.).

Указанные лица право пользования жильем автоматически не приобретают. Но они могут быть признаны членами семьи собственника в соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ.

Для признания их членами семьи собственника требуется установление юридического факта – вселение их собственником в жилое помещение «в качестве членов своей семьи».

Обратим внимание на то, что вселение в качестве члена семьи и регистрация гражданина по месту жительства – различные понятия, так как согласно Закону РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Сама по себе регистрация по заявлению собственника не является правоустанавливающим фактом, порождающим право пользования жилым помещением. Но все же она является весомым доказательством. Напомним, что Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (ред. от 28.03.2008 г.), утвердившее Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, не один раз изменялось, ориентируясь на положения гражданского и жилищного законодательства об основаниях возникновения и прекращения прав на жилище.

Часть 3 статьи 65 Семейного кодекса РФ предусматривает, что место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

В том случае, если после расторжения брака ребенок стал проживать с тем из родителей, у которого не имеется жилого помещения в собственности, и у другого из родителей возникли алиментные обязательства в отношении него, ребенок уже не может считаться членом семьи собственника.

Частью 4 этой статьи установлено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Следовательно, если ребенок по соглашению родителей остается проживать с тем из родителей, у которого в собственности жилья нет, он является бывшим членом семьи собственника жилого помещения и подлежит выселению вместе с бывшим супругом на основании и в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 31 ЖК РФ.

Нельзя не отметить, что ЖК РФ не регулирует взаимоотношения самих сособственников по владению и пользованию общим жилым помещением. В самом общем виде решение этой проблемы содержится в ст. 247 ГК РФ, согласно которой владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, определяется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – судом.

Судебная практика при определении порядка пользования квартирой в многоквартирном доме состоит в распределении жилых комнат, служебные помещения остаются в общем пользовании.

Определение порядка пользования объективно невозможно, если квартира состоит из одной жилой комнаты. Наличие нескольких комнат – одно из условий для определения порядка пользования жилым помещением.

Причем их число не может быть менее числа сособственников, иначе суд будет вынужден выделить одно из жилых помещений в общее пользование нескольким сособственникам, что равнозначно отказу в иске об установлении порядка пользования жилым помещением.

Источник: http://vseon.com/analitika/yuridicheskaya-konsultatsiya/801-i

О понятии «проживающий» в жилом помещении при расчете коммунальных платежей за услуги жкх

Понятие проживающие в жилом помещении

По количеству проживающих или по количеству зарегистрированных в квартире граждан платить коммунальные платежи? Таким вопросом все чаще задаются собственники квартир.

В России расчет коммунальных платежей всеми управляющими организациями ЖКХ осуществляется согласно «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, далее – правила.

За 5 лет действия указанных Правил их применение на практике все еще вызывает не только множество вопросов о порядке расчета коммунальных платежей, но и множество злоупотреблений указанными Правилами управляющими организациями.

Согласно указанных Правил расчет коммунальных платежей собственникам квартир за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию производится либо по показаниям индивидуальных приборов учета воды и электроэнергии (далее – по счетчикам) либо по количеству «проживающих (зарегистрированных)» в квартире лиц.

При наличии счетчиков воды и электроэнергии совершенно неважно сколько в квартире проживает лиц или сколько лиц зарегистрировано. При наличии счетчиков собственник квартиры будет оплачивать ресурсы по показаниям индивидуальных счетчиков с учетом тарифов и количества потребленных ресурсов за месяц.

Однако, расчет управляющими организациями коммунальных платежей за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, собственникам квартир не имеющих счетчиков, исчисляется исходя из количества проживающих лиц. Указанные расчеты производятся по формулам расчета коммунальных платежей, данных в Приложении №2 Правил. Общее количество формул 15.

Формулы зависят от типа дома, наличия общих и (или) индивидуальных приборов учета воды, электроэнергии. Например, если у вас современный многоквартирный жилой дом с общедомовым прибором учета воды, а счетчики воды установлены лишь у части собственников квартир, то расчет коммунальных платежей должен производится по формуле №3. Многие граждане крупных городов живут именно в таких жилых домах.

В формулах расчета платежей указано, что при расчете учитывается количество граждан: «проживающих(зарегистрированных)» в квартире. Именно это словосочетание и стало вопросом и камнем преткновения и злоупотребления со стороны некоторых недобросовестных управляющих организаций по всей стране.

Некоторые управляющие компании вольно трактуют понятие «проживающий» и считают проживающими в квартире (доме) всех лиц, которые там находятся, независимо от того зарегистрирован ли гражданин в этой квартире или нет. Конечно, не всегда сотрудники управляющих компаний обходят квартиры с целью подсчета проживающих граждан.

Считают граждан председатели ТСЖ, а также старшие по подъездам многоквартирного дома. Не секрет, что председатели ТСЖ получают заработную плату из кассы управляющей компании, а их доход зависит от сбора квартплаты, а иногда и от установки собственниками квартир счетчиков воды. Многие председатели ТСЖ агитируют собственников на установку счетчиков воды.

Установка счетчиков воды это хорошая статья дохода управляющей организации, поскольку счетчики часто выходят из строя и подлежат обязательной замене после 5-ти лет эксплуатации.

По работе мне приходилось сталкиваться с тем, что граждане, отказывавшиеся устанавливать счетчики получали на следующий месяц квитанции об оплате коммунальных услуг исходя не из количества зарегистрированных лиц, а исходя из количества всех проживающих в квартире лиц. Для этого недобросовестные управляющие компании и ТСЖ использует такое выражение как – «фактически проживающие» лица.

Естественно сумма за коммунальные платежи заметно возрастает, как правило, на 700 – 750 рублей за каждого «фактически проживающего» в квартире гражданина. Часто такие действия со стороны ТСЖ и управляющих организаций являются следствием попытки заставить собственников квартир устанавливать счетчики воды и, соответственно, пополнять кассу коммунальной организации.

Данные злоупотребления со стороны ТСЖ и управляющих организаций стали возможными благодаря отсутствию в Правилах точного определения и понятия кого необходимо считать проживающим в квартире гражданином. Это позволяет недобросовестным работникам управляющих организаций начислять платежи собственникам жилья и за проживающих и за зарегистрированных в квартире граждан, да и вообще за любого гражданина, которого ТСЖ может посчитать за проживающего в квартире. В квитанциях на оплату услуг при этом указывается количество проживающих и количество зарегистрированных лиц. В таких случаях в квитанциях на оплату услуг количество проживающих указывается, как минимум, больше на 1-го человека, по сравнению с количеством зарегистрированных лиц, что противоречит п. 38 указанных Правил, согласно которым в квитанции указывается только количество зарегистрированных лиц.

Однако, законодатель все же дал понятие проживающего в квартире лица. С юридической точки зрения, под проживающими следует понимать только зарегистрированных в квартире граждан.

Именно по количеству зарегистрированных граждан (по месту жительства или по месту пребывания) и должны производиться расчеты за горячее, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение при отсутствии счетчиков.

Конструкция словосочетания «проживающих (зарегистрированных)» уточняет в скобках, что Правительство РФ под проживающими считает только зарегистрированных граждан. Это подтверждается не только данной конструкцией словосочетания, но и п.

38 Правил где указано, что: « в платежном документе за коммунальные услуги, при отсутствии индивидуальных приборов учета, объем потребленных ресурсов указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг….

, а также из числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения)» И, самое главное, согласно пункта 2 общих положений вышеуказанных правил,: «Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов». На законных основаниях, согласно Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I”О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” в России разрешено и положено проживать только с регистрацией по месту жительства и месту пребывания. Все вышеуказанное свидетельствует о том, что понятие «проживающий» и «зарегистрированный» являются юридическими синонимами. Проживающими по определенному адресу могут быть только зарегистрированные граждане, лица же не зарегистрированные по определенному адресу не являются проживающими по указанному адресу. Разделение этих понятий недопустимо при применении законодательства не только в сфере ЖКХ, но и других отраслях российского права. Лицо нигде не зарегистрированное является лицом без определенного места жительства, то есть не является где-либо проживающим. Кроме того, в юридической практике совершенно недопустимо использование при начислении коммунальных платежей такого понятия как «фактически проживающий» гражданин. В связи с действием вышеуказанных законодательных актов такого понятия просто не существует. Ни участковый, ни председатель ТСЖ, ни тем более старший по подъезду, ни даже контролер управляющий организации не вправе подсчитывать граждан, составлять акты о фактически проживающих и находящихся в квартире лиц для расчета коммунальных платежей. Указанные лица не вправе этого делать лишь потому, что понятия фактического проживания гражданина в законодательстве РФ попросту не существует. «Фактическое проживание» это такой же юридический синоним понятия «зарегистрированный» Применение этого понятия отдельными управляющими организациями свидетельствует о неправильном приминении и понимании закона. Понятия «зарегистрированный», «проживающий», «фактически проживающий» фактически являются юридическими синонимами и обозначают одно и тоже. Разделение этих понятий при расчете коммунальных платежей собственникам жилых помещений недопустимо.

Вообще, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ). В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г.

N 5242-I”О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” регистрационный учет в России вводился не только для реализации гражданином своих прав и свобод, но и для исполнения гражданином обязанностей перед государством, обществом и другими гражданами. Оплата гражданином предоставленных коммунальных услуг является своеобразной обязанностью перед обществом.

Регистрация по месту жительства и месту пребывания, как было указано выше, является обязательной в Российской Федерации.

Таким образом, институт регистрации граждан служит не только средством реализации прав, свобод и обязанностей граждан, но также является единственным средством юридического подтверждения места жительства гражданина РФ.

Это означает, что при расчете коммунальных платежей, под проживающим в квартире должен пониматься только зарегистрированный в ней по месту жительства или месту пребывания гражданин. Применение понятие фактического проживания при начислении коммунальных платежей отдельно от понятия “зарегистрированного гражданина” недопустимо.

Собственники, столкнувшиеся с проблемой неверного расчета коммунальных платежей за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение вследствие учета управляющей организацией незарегистрированных в квартире лиц, то есть лиц, которые там юридически не проживают, вправе отстаивать свои права, как лично, так и с помощью адвоката. Не стоит позволять чиновникам из управляющих организаций взимать лишние деньги.

В соответствии с п.114 указанных Правил, контроль за их исполнением возложен на органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов РФ, на органы исполнительной власти РФ.

При неправильном расчете коммунальных платежей управляющими организациями собственник вправе обратится в указанные органы с жалобой. Также можно обратиться с жалобой к прокурору или обратится за помощью к адвокату.

Хотя, как показывает практика, лучше все же начать с адвоката, специализирующегося на делах по ЖКХ.

Сибалаков Алексей ГеннадьевичАдвокат палаты Адвокатов Самарской области

11.04.2011

Информационно-правовой портал “ЗАКОНИЯ”

Источник: https://www.zakonia.ru/analytics/77/52486

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.