Порядок безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность
Содержание
- 1 Кс объяснил, как забирать муниципальную собственность
- 2 Безвозмездное пользование: регулирование, порядок, ответственность | Правоведус
- 2.1 Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству
- 2.2 Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями
- 2.3 Ответственность ссудополучателя после получения прав на безвозмездное пользование государственным имуществом
- 2.4 Досрочное расторжение договора безвозмездного пользования
Кс объяснил, как забирать муниципальную собственность
Сегодня “Российская газета” публикует Определение Конституционного суда, которое посвящено именно этому вопросу.
В главный суд страны обратились сразу два заявителя – Законодательное собрание Республики Карелия и глава города Екатеринбурга. Их жалобы объединили в одно дело, потому как оба заявления были по сути об одном и том же.
Заявители просили судей Конституционного суда обратить внимание на некоторые положения Закона с невероятно длинным названием – “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
На самом деле этот закон со сложно выговариваемым именем сегодня стал головной болью очень многих органов муниципальной власти, и они-то научились залпом произносить это название.
Этот документ предусматривает, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или в собственности субъектов, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или в собственность субъектов.
Но такое возможно не всегда, а лишь в строго определенных ситуациях – если нахождение этого имущества в муниципальной собственности не допускается в результате разграничения полномочий между властями и если это имущество уже используется федеральными органами госвласти, субъектов, государственными унитарными предприятиями и госучреждениями, которые создала Российская Федерация или ее субъекты.
По мнению Заксобрания Карелии, некоторые положения закона допускают возможность бесплатно передавать муниципальное имущество властям федеральным или субъектов без согласия собственника – органа местного управления. А это ограничивает права местной власти и противоречит сразу пяти статьям Основного Закона страны.В жалобе главы города Екатеринбурга называются не только те положения, которые озаботили карельских депутатов, но и дополнительные.
По ним в случае передачи муниципальной собственности в федеральную предложения о передаче имущества направляются органами госвласти субъекта или органами местного самоуправления федеральному органу или органу субъекта, который имеет полномочия собственника имущества. А там делаются списки муниципальных учреждений и унитарных предприятий, которые меняют собственника.
Эти перечни предприятий утверждаются, и такой документ становится основанием для возникновения права собственности на имущество. При этом ликвидация таких муниципальных предприятий как юридических лиц и регистрация права госсобственности и муниципальной собственности на них как на объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Перечень же документов, нужных для принятия решения о передаче имущества, устанавливается правительством страны. А это, по мнению заявителя, нарушает сразу шесть статей Конституции, потому как в решении таких серьезных вопросов игнорируется воля органов местного самоуправления.
В своем решении главный суд страны подчеркнул, что Конституция одинаково признает и защищает все виды собственности. Еще суд напомнил, что по Основному Закону страны местное самоуправление самостоятельно решает вопросы владения и управления муниципальной собственностью и ограничивать права местных администраций нельзя.
Именно поэтому разграничение полномочий должно обеспечивать учет интересов всякой власти – большой и маленькой. Ограничить право собственности любой из них может только федеральный закон, если это необходимо, но в строго определенных случаях – для защиты конституционных ценностей и если такое ограничение является соразмерным.
То есть характер ограничений соответствует тем конституционно защищаемым целям, ради которых они вводятся.
Еще Конституционный суд напомнил, что вопрос о порядке безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника к другому он уже рассматривал в прошлом году. И тогда суд говорил, что порядок передачи предполагает достижение договоренностей между органами власти и не допускает принудительного отчуждения.
Вывод Конституционного суда – порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную и в собственность субъектов одинаков с порядком передачи имущества субъекта в федеральную собственность.
И этот порядок включает направление местному самоуправлению соответствующего предложения. Передача имущества без предложения не допускается.
Это значит, что безвозмездная передача муниципальной собственности в две другие предполагает согласованные действия всех трех.В итоге главный суд страны определил, что надо договариваться и необходимо “волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу”. Поэтому госвласть и власть субъектов, принимая решение о передаче имущества, не может действовать в одностороннем порядке.
Такое разъяснение, подчеркивает Конституционный суд, является “общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике”.
Источник: https://rg.ru/2007/03/02/sobstvennost-sud.html
Безвозмездное пользование: регулирование, порядок, ответственность | Правоведус
Передача имущества в безвозмездное пользование на сегодняшний день ситуация довольно распространенная. Предметом договора о безвозмездном пользовании может выступать, как движимое, так и недвижимое имущество.
принадлежащее на правах собственности государству, муниципальным организациям, коммерческим предприятиям или физическим лицам.
Так или иначе, российское законодательство предусматривает правовую ответственность за соблюдение требований правовых актов и норм.
Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству
Согласно с п. 1 ст.
689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:
- входящее в состав государственной казны;
- закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
- закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.
Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010 г.). Ссудодателями государственного имущества являются органы управления государственным и муниципальным имуществом, органы оперативного управления унитарными предприятиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Передача в безвозмездное пользование земельных участков, жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлена только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:
- федеральные и региональные органы власти и управления;
- органы местного самоуправления;
- муниципальные учреждения;
- некоммерческие организации любых организационно-правовых форм;
- лица, заключившие государственное соглашение на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведенного аукциона (торгов, конкурса);
Важно! Срок предоставления прав на безвозмездное пользование объектов движимого или недвижимого имущества, принадлежащего государству, не может превышать срок исполнения государственного контракта.
- иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.
Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями
Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленное в письменной свободной форме.
Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование.
Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ. Без проведения торгов государственное имущество может быть передано:
- государственным органам и внебюджетным фондам, ЦБ РФ;
- муниципальным предприятиям и госучреждениям, корпорациям и компаниям;
- на основании международных договоров и федерального законодательства РФ;
- некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ (профсоюзы, общественные движения и фонды, политическим партиям и другие );
- образовательным и медицинским учреждениям;
- адвокатским, нотариальным и торгово-промышленным палатам;
- объектам почтовой связи;
- взамен объекта недвижимости, в отношении которого были прекращены права пользования в связи со сносом или реконструкцией.
Основаниями для договора безвозмездного пользования государственным имуществом выступают Постановления главы исполнительной власти и итоговый протокол торгов/аукциона/конкурса.
Передача имущества, принадлежащего унитарным, бюджетным и автономным учреждениям на правах оперативного управления и хозяйственного ведения, возможна только при наличии результатов проведенных торгов, дающих право безвозмездного пользования имуществом.
В данном случае уполномоченный орган представляет экспертную оценку последствий, которые имеют место быть после передачи объекта в безвозмездное пользование.
Важно! Договор о передаче права на безвозмездное пользование имуществом не может быть осуществлен в случае, если результат экспертной оценки показал возможность ухудшения условий, указанных в договоре.
Решение о передаче или отказе в передаче прав безвозмездного пользования государственным имуществом принимается органом управления в течение 1 месяца.
Договор безвозмездного пользования помещением заключается между двумя участниками (ссудодателем и ссудополучателем) в письменной форме.
Соглашение считается заключенным при достижении соглашения по всем пунктам договора обеих сторон, после факта передачи имущества ссудополучателю по акту приема-передачи.
Договор безвозмездного пользования помещением образец
Ответственность ссудополучателя после получения прав на безвозмездное пользование государственным имуществом
Использование имущества, принадлежащего государству, унитарным, бюджетным и автономным учреждениям, является целевым, без возможности изменения целевого назначения.
Государственное (муниципальное) имущество, в том числе помещения и земельные участки, полученные на праве безвозмездного пользования, не могут быть переданы ссудополучателем в субаренду, внесены как залог или в качестве вклада в Уставной капитал хозяйственных обществ, а также переданы в безвозмездное пользование для коммерческих целей.
Ссудополучатель вместе с правом безвозмездного пользования имуществом приобретает обязанности по его содержанию и поддержанию в исправном состоянии, проведению текущих и капитальных видов ремонта за счет собственных средств после получения на то письменного согласия ссудодателя.
Важно! Оплата коммунальных и иных обязательных платежей является обязанностью ссудополучателя на основании отдельно заключенных договоров в соответствии с действующими тарифами.
Досрочное расторжение договора безвозмездного пользования
Ссудодатель вправе потребовать расторжения договора безвозмездного пользования в одностороннем порядке в случаях:
- использования ссудополучателем государственного имущества не по назначению, указанному в договоре;
- не исполнения ссудополучателем обязательств по содержанию имущества и поддержанию его в надлежащем состоянии;
- передачи ссудополучателем имущества, полученного на праве безвозмездного пользования, третьему лицу без согласия на то ссудодателя;
- значительного ухудшения состояния имущества вследствие пользования ссудополучателем.
В свою очередь, ссудополучатель также имеет право расторгнуть договор безвозмездного пользования в одностороннем порядке. Основанием для этого может стать:
- факт обнаружения недостатков, которые не позволяют использовать имущество в полной мере по назначению, и о которых ссудополучатель не был проинформирован в момент заключения договора;
- невозможность использования имущества, как предмета договора, по назначению в связи с возникшими обстоятельствами, за которые ссудополучатель ответственность не несет;
- факт наличия прав третьих лиц на данное имущество, о чем при заключении договора ссудополучатель предупрежден не был;
- неисполнение ссудодателем условия договора безвозмездного пользования по передаче имущества и сопутствующих документов, по акту приема-передачи ссудополучателю.
Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/civil/bezvozmezdnoe-polzovanie/