Порядок государственного кадастрового учета

Порядок осуществления кадастрового учета

Порядок государственного кадастрового учета

Порядок осуществления кадастрового учета

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее – государственный кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений предусмотренных Федеральным законом от 01.01.2001 г. «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).

Место осуществления кадастрового учета

Государственный кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости. 

Сроки осуществления кадастрового учета

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом государственного кадастрового учета соответствующего заявления о государственном кадастровом учете, если иное не установлено законодательством.

Учет адреса правообладателя осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом государственного кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя.

Перечень документов оснований постановки на Государственный кадастровый учет земельного участка

Заявление о кадастровом учете (далее – заявление) и необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. При постановке на учет объекта недвижимости заявление и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены в форме электронных документов.

Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. При этом подлинность такой подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем или его представителем лично.

В этих случаях должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя (если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются данным заявителем), или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются данным представителем). Если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в форме электронных документов, такое заявление должно быть заверено электронной цифровой подписью заявителя или электронной цифровой подписью его представителя. Подлинность электронной цифровой подписи подтверждается в установленном федеральным законом порядке.

Состав необходимых для кадастрового учета документов:

1.

  межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

2.  документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

3.  копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

4.

  копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

5.  копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений о земельном участке);

6.  копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений).

Верность копии документа, представленной в соответствии с пунктом 1, 3, 4, 5, 6 должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Верность копии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления вместо засвидетельствования в нотариальном порядке может быть заверена печатью и подписью уполномоченного должностного лица указанного органа.

При этом представление копии соответствующего документа не требуется в случае, если заявитель или его представитель лично представляет в орган кадастрового учета соответствующий документ в подлиннике.

Этот документ после его копирования органом кадастрового учета возвращается заявителю или его представителю при выдаче предусмотренной частью 3 статьи 21 Закона о кадастре расписки.

Если предусмотренный настоящей статьей документ представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа с использованием сетей связи общего пользования, верность электронного образа данного документа должна быть засвидетельствована в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Приостановление осуществления кадастрового учета

Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее – решение о приостановлении), если:

1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения);

2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);

3) не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

Орган кадастрового учета, при принятии в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 решения о приостановлении, должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным).

Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.

Принятие решения о приостановлении прерывает течение срока, установленного частью 1 статьи 17 Закона о кадастре.

Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.

Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.

Отказ в осуществлении кадастрового учета

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если:

1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;

3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;

5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

7) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:

1) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

2) доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута;

3) одна из границ такого земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;

4) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.

При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении указанных границ нарушен установленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с Законом о кадастре не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Источник: https://pandia.ru/text/77/231/35106.php

Кадастровый учет: документы, особенности процедуры | Правоведус

Порядок государственного кадастрового учета

Кадастровый учет представляет собой процедуру внесения сведений об объекте недвижимости в основную информационную базу (государственный кадастр недвижимости).

Постановка, прекращение или какие-либо изменения об объекте недвижимости вносятся отдельным кадастровым органом, наличие кадастрового паспорта является обязательным документом при продаже или аренде жилого/нежилого помещения или земельного участка.

Законодательно правила по кадастровому учету в отношении земельных участков действуют с 01 января 2008 года, в отношении зданий и помещений – с 01 января 2013 года. Наличие кадастрового паспорта дает возможность собственнику беспрепятственно распоряжаться недвижимым имуществом по своей воле.

Если на объект получено право собственности до принятия закона о кадастре, в случае его продажи, дарения или сдачи в аренду, постановка на кадастровый учет будет неизбежна.

Объектами кадастрового учета являются жилые и коммерческие помещения, земельные участки, за исключением таких категорий, как:

  •  участки, которые используются службами безопасности РФ; 
  • участки, необходимые для использования Вооруженными Силами РФ; 
  • участки, необходимые для использования в целях реализации государственных нужд; 
  • земли, являющиеся природоохранными зонами; 
  • участки, имеющие особую культурную и научную ценность; 
  • участки, относящиеся к лесным или водным фондам. 

Получить информацию о категории земли можно, обратившись в территориальную Кадастровую палату, где будет выдана выписка из Госреестра.

Для получения сведений об объекте недвижимого имущества необходимо предоставить заявление установленного образца, паспорт РФ, документы, подтверждающие право собственности на землю, квитанцию об уплате госпошлины.

Срок подготовки выписки составляет 5-10 рабочих дней.

Основаниями для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости являются:

  • вновь создаваемый участок (впервые созданные границы земельного участка, ранее не учтенного в кадастре; искусственно созданный участок); 
  • выделение границ земельного участка из другого участка; 
  • при разделении земли на несколько участков (на кадастровый учет ставится каждый надел от раздела); 
  • новый объект недвижимости; 
  • для учета помещения в здании/квартире; 
  • раздел здания (жилого/нежилого) в случае образования нового автономного объекта недвижимости; 
  • изменение границ земельного участка; 
  • преобразование здания.

Порядок постановки на кадастровый учет и регистрация прав на имущество

В 2018 году государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ, и включает в себя следующие обязательные нормы:

  • Постановку на кадастровый учет объекта недвижимости имеют право осуществить: 
  1. собственник помещения или земельного участка; 
  2. арендатор (срок аренды объекта недвижимости должен составлять не менее 5 лет); 
  3. субъект, имеющий право на пользование объектом бессрочно; 
  4. носитель права пожизненного наследуемого владения. 

Важно! В случае обращения за постановкой на кадастровый учет представителем вышеназванных лиц, необходимо наличие нотариальной доверенности. Законодательство предусматривает также и иные случаи обращения за кадастровым учетом лиц, которые не входят в названный список.

Пример 1.

Гражданин получил в наследство земельный участок, не состоящий на кадастровом учете. На основании действующего законодательства право собственности наследник может приобрести только после процедуры государственной регистрации, которую в свою очередь, можно пройти при предоставлении кадастрового паспорта.

Соответственно, в данном случае заявление о постановке на кадастровый учет будет осуществляться наследником, который еще не является собственником недвижимого имущества.

Пример 2. Гражданин желает приобрести земельный участок, являющийся собственностью государства или муниципалитета. После обращения в соответствующий государственный орган гражданин получает предписание о необходимости проведения кадастровых работ, и только после постановки на кадастровый учет он получает право на последующий выкуп желаемого объекта.

  • Куда обращаться для постановки на кадастровый учет

В целях прохождения процедуры постановки на кадастровый учет объекта недвижимости, можно обратиться в территориальную кадастровую палату или отдел МФЦ, расположенный на территории конкретного объекта недвижимости.

Подать заявление можно: при личном присутствии, черед представителя (при наличии нотариальной доверенности), почтовым отправлением (документы должны быть заверены у нотариуса) или через портал государственных услуг (при наличии электронно-цифровой подписи).

  • Какие документы необходимо предоставить для постановки на кадастровый учет 
  • Заявление, составленное в соответствии с требованиями законодательства (образец представлен в кадастровой палате). 
  • Геодезический и межевой план (предоставляется в случае, если на кадастровый учет ставится земельный участок). 
  • Технический план (предоставляется, если на кадастровый учет ставится помещение). 
  • Документ, который подтверждает право собственности либо иного пользования объектом жилой недвижимости (свидетельство о наследстве, договор аренды, договор купли-продажи, договор дарения, разрешение на строительство, акт ввода в эксплуатацию, свидетельство о собственности).
  • Согласие органа опеки и попечительства (предоставляется, если собственником/сособственником недвижимого имущества является несовершеннолетнее лицо).
  • Паспорт РФ – для физических лиц, учредительные документы – для юридических лиц. 
  • Нотариальная доверенность (если документы сдает представитель заявителя).
  • Квитанция об оплате государственной пошлины. 

В случае, если земельный участок или помещение являются собственностью государства или муниципалитета, для постановки на кадастровый учет необходимо получить письменное согласие комитета по управлению имуществом. Если постановку на кадастровый учет осуществляет пользователь земли или помещения, необходимо предоставить письменное согласие собственника.

Пакет документов предоставляется в полном объеме в оригиналах либо в копиях, заверенных нотариально. О том, что все необходимые документы получены к рассмотрению, работник кадастровой палаты должен выдать заявителю расписку с указанием перечня всех предъявленных документов и даты получения кадастрового паспорта.

Срок постановки на кадастровый учет любого объекта недвижимости составляет:

  1. непосредственно в кадастровой палате – не более 18 дней; 
  2. при подаче документов через МФЦ – не более 23 рабочих дней. 
  • Выдача готового кадастрового паспорта 

В назначенную дату заявителю необходимо явиться в орган подачи документов (кадастровую палату или МФЦ). Внесение необходимых сведений об объекте недвижимости подтверждается кадастровым паспортом или развернутой выпиской из Госреестра.

В случае, если собственник осуществляет процедуру раздела или выдела недвижимости, постановка на кадастровый учет выполняется сразу на все объекты, при одновременном прекращении кадастрового учета прежней недвижимости.

Стоит учесть такой момент, в случае, если на кадастровый учет земельный участок ставится впервые, эта постановка является временной с переходом на постоянный учет только после регистрации права собственности.

Срок действия временного кадастрового учета составляет 2 года, далее, если на участок не будет зарегистрировано право собственности, временный учет аннулируется.

Процедура постановки на кадастровый учет считается завершенной после нового прохождения государственной регистрации объекта недвижимости.

Приостановление кадастрового учета

Процедура постановки на кадастровый учет объекта недвижимого имущества может быть приостановлена государственным кадастровым органом в связи с выявленными неточностями и несоответствиями в технических документах на недвижимость.

О том, что процедура приостановлена выносится письменное решение с предоставлением заявителю времени для устранения причин приостановки действия. Срок приостановки составляет – не более 3-х месяцев.

Отказ в постановке на кадастровый учет

Сегодня нередки случаи отказа в постановке объекта недвижимости на кадастровый учет. Основными причинами для отказа являются:

  • Обращение за постановкой на учет осуществлялось лицом, не имеющее на то правомочий либо с неправильно оформленными правомочиями (например, истекший срок нотариальной доверенности). 
  • Если объект недвижимости не подлежит кадастровому учету (если речь идет о землях для государственных нужд, объектах, запрещенных для приватизации, земельных наделах с размерами больше максимально или минимально допустимых, объектах движимого имущества). 
  • Если объект недвижимого имущества образуется из другого объекта, но такое преобразование не допускается на законодательном уровне. 
  • В случае, если недвижимым имуществом является объект, к которому отсутствует фактический доступ или через объект проходит граница территории населенного пункта. 
  • Если заявитель предоставил не полный пакет документов или таковые содержат ошибки или неточности, которые невозможно устранить. 

Решение об отказе в постановке на кадастровый учет должно быть вынесено в письменном виде с указанием обоснованных причин. Заявитель вправе повторно обратиться в кадастровый орган после устранения причин отказа или обжаловать решение об отказе в судебном порядке.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/land/kadastrovyy-uchet-dokumenty-osobennosti-protsedury/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.