Постановка на кадастровый учет бесхозяйных объектов недвижимости

Порядок признания недвижимого имущества бесхозяйным

Постановка на кадастровый учет бесхозяйных объектов недвижимости

Правовой центр ДВА М предлагает услуги по защите прав фактических владельцев незарегистрированного имущества, а также услуги по юридическому сопровождению постановки социально значимых объектов на учет в качестве бесхозяйных вещей.

Правовой центр ДВА М готов оказать широкий спектр юридических услуг по вопросам, связанным с оформлением прав на бесхозяйное имущество, включая:

Анализ возможностейпостановки незарегистрированного имущества на учет в качестве бесхозяйногоЮридическое сопровождениеоформления прав на незарегистрированные объектыЮридическое сопровождениепри проведении проверок компетентных органов по вопросам эксплуатации незарегистрированного имущества

Радикальные изменения в земельном законодательстве в 90е г.г. XX века привели к тому, что многие объекты недвижимости (в том числе, обладающие значительным инвестиционным потенциалом) фактически не имеют законного («официального») собственника, а правовой статус их не определен.

В результате является достаточно распространенной ситуация, когда собственник здания фактически пользуется им, но при этом его право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Можно выделить ситуации, когда:

В первом случае право, формально, считается действительным и может быть зарегистрировано в любой момент по желанию собственника.

А во втором – зарегистрировать право чаще всего можно только в судебном порядке: либо по истечении 18 лет владения имуществом (3 года исковой давности и 15 лет приобретательной) либо, если есть соответствующие основания, – в рамках спора о признании права собственности или оспаривании отказа в регистрации.

Однако грань межу этими случаями тоньше, чем кажется. Так, например, права на недвижимость, приобретенную в рамках первых волн приватизации девяностых, зарегистрировать не всегда просто.

Приватизационные документы тех лет зачастую не содержат полноценного перечня передаваемых в составе предприятия зданий и сооружений, расположения и характеристик таких объектов. Особенно актуальна данная проблема для вспомогательных объектов, учетом которых до недавнего времени всерьёз не занимались.

В связи с этим почти в каждом крупном имущественном комплексе с давней историей можно найти такие «серые» объекты.

Отдельная проблема – инженерные сети и иные объекты инфраструктуры, которые в зависимости от ряда обстоятельств должны были либо приватизироваться вместе с предприятиями, либо передаваться в муниципальную собственность. А в результате – часто оказывались просто забыты.

При этом в последние годы местные администрации (например, органы государственной власти г. Москвы) проводят политику «собирания» всей недвижимости без регистрации для последующего присвоения такому имуществу статуса бесхозяйного и регистрации права государственной или муниципальной собственности.

В свете вышесказанного, нельзя исключать ситуацию, когда посреди территории завода или офисного центра окажется сарай или гараж, находящийся в городской либо муниципальной собственности, поскольку фактический владелец ранее не оформил на него свои права. Это может быть особенно неприятно, если земля под зданиями оформлена в аренду, так как собственник остальных зданий перестает быть единственным арендатором участка.

В случае, если Вы обнаружили в своем почтовом ящике уведомление о том, что Ваше имущество поставлено на учет как бесхозяйная вещь, стоит учесть следующее.

В соответствии с законом, бесхозяйная вещь – такая вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные вещи подлежат специальному учету в едином реестре недвижимости.

По истечении 1 года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (в Москве бесхозяйное имущество принимается в городскую собственность).

Четкое регулирование оснований для признания имущества бесхозяйным в законе отсутствует. В связи с этим и практика земельных споров в отношении бесхозяйных вещей также является противоречивой.

Так, исходя из смысла нормы закона, само по себе отсутствие регистрации права собственности на недвижимую вещь за каким-либо лицом – еще не достаточное основание для того, чтобы сделать вывод, что вещь является бесхозяйной.

У вещи может быть законный собственник, который имеет законные основания для регистрации права собственности на такую вещь, но не произвел необходимых для этого действий.

Кроме этого, у вещи может быть владелец, который открыто и добросовестно владеет такой вещью на протяжении достаточно длительного времени и претендует на признание права собственности на основании приобретательной давности.

Например, в случаях, когда право покупателя на объект не может быть зарегистрировано в связи с ликвидацией продавца, объект является самовольной постройкой, по требованию о сносе которой истек срок исковой давности и т.д.

С одной стороны, иногда суды становятся на сторону такого фактического владельца и исходят из того, что объект, эксплуатируемый каким-либо лицом, не может быть признан бесхозяйным.

Вместе с тем, в некоторых случаях суд подходит к вопросу бесхозяйности вещи формально, руководствуясь принципом: «нет зарегистрированного права – нет владельца». В таких случаях суды считают правомерным внесение вещи в реестр бесхозяйного имущества с последующим приобретением в публичную собственность через суд.

В такой ситуации для того, чтобы сохранить за собой недвижимость без регистрации, необходимо заручиться помощью компетентного судебного юриста.

Помимо разработки убедительной правовой позиции, подтверждающей наличие оснований для признания имущество находящимся в законном владении лица, в соответствующих делах также является важным получение архивных документов, подтверждающих владение конкретного лица.

Понуждение к принятию бесхозяйного имущества в муниципальную собственность

В отдельных случаях может возникать необходимость, напротив, понудить орган местного самоуправления (или орган власти субъекта в городах федерального значения) обратиться за постановкой недвижимости на учет в качестве бесхозяйного имущества либо заставить принять бесхозяйную вещь в публичную собственность.

Особенно актуально это в отношении инженерных сетей и иных объектов инфраструктуры в случаях, когда они необходимы для обеспечения деятельности основного объекта (предприятия, жилых домов и т.д.), но его собственник не желает принимать на себя издержки по их содержанию.

Согласованная позиция судов относительно возможности понудить орган власти принять на учет бесхозяйную вещь также отсутствует.

В связи с этим для компетентного юриста представляется возможность обосновать суду необходимость поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества социально значимый объект.

В качестве надлежащих доказательств по таким делам могут быть приняты, в том числе, акты разграничения балансовой принадлежности объектов сетевого хозяйства, подтверждающие, что рассматриваемый участок сетей не относится к сфере эксплуатационной ответственности частных лиц, которые подключены к данной сети.

Правовой центр ДВА М имеет обширный опыт представления интересов частных лиц во взаимоотношениях с государственными органами.

Мы поможем Вам сформировать выигрышную правовую позицию, подготовим необходимые для защиты Ваших прав документы, а также возьмем на себя представление Ваших интересов во взаимодействии с органами государственной власти и в судебных инстанциях.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/oborot-ob-ektov-nedvizhimosti/beshozyajnaya-vesch

Постановка на кадастровый учет бесхозяйных объектов

Постановка на кадастровый учет бесхозяйных объектов недвижимости

Оформить права собственности на бесхозяйное имущество невозможно в досудебном порядке. Законом предусмотрено обязательное обращение в судебное учреждение. Данные меры предусмотрены в связи с тем, что на рассматриваемый объект отсутствуют какие-либо бумаги правоустанавливающего характера, поэтому вне суда зарегистрировать права собственности невозможно.

Заявить о своих правах на никому не принадлежащий недвижимый объект возможно при выполнении следующих этапов:

  • до подачи обращения в судебное учреждение рекомендуется получить консультацию у юридического специалиста;
  • собрать определенный перечень актов, а также написать исковое заявление о признании прав собственности на бесхозяйную недвижимость;
  • заручиться свидетельскими показаниями, которые будут оглашены в судебном учреждении в пользу заявителя;
  • внести сумму обязательной госпошлины;
  • подать акты на рассмотрение в суд.

Если перечень документации соответствует заявленным требованиям от работников суда и исковое заявление составлено грамотно, без помарок, то прошение будет принято к рассмотрению.

Как оформить право собственности на бесхозяйное имущество через суд?

Когда недвижимость является по закону бесхозяйной, то специализированные государственные органы ставят ее на учет. Когда имущество числится на учете период более года, то некоторые лица вправе заявлять свои права на владения. До истечения годовалого периода подавать прошение о признании прав собственности недопустимо по законодательным нормам.

Подать исковое прошение о признании прав владения может следующая категория:

  • компетентные представители муниципальной организации. У них в прошении будет указано о признании их муниципальными владельцами в отношении рассматриваемого бесхозяйного объекта недвижимости;
  • граждане России. Они вправе подать прошение о признании прав собственности, если данным жилым или нежилым помещением они пользовались длительное время. Установленный законодательством минимальный период пользования составляет 15 лет.

Основания для подачи иска и признании права собственности на бесхозяйное имущество:

  • кто владеет бесхозяйным имуществом неизвестно ни покупателю недвижимости, ни судебному учреждению;
  • персона, претендующая на оформление прав собственности на имущественный объект, не владеет сведениями о его владельце.

Если установленные законом основания отсутствуют, то судья не примет от истца бумаги на рассмотрение дела о бесхозяйном имуществе.

Образец иска

Заявление в судебную инстанцию составляется истцом. В бланке не должно быть ошибок, исправлений и помарок.

Указывать следует только правдивые сведения, так как вся указанная информация проверяется на достоверность уполномоченными работниками настоящего государственного органа.

Заявление о признании прав собственности на бесхозяйное имущество в виде жилой или нежилой недвижимости составляется в соответствии с требованиями ГПК России.

искового заявления о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество состоит из следующих пунктов:

  • название государственного судебного органа, который уполномочен вести разбирательства по делу о бесхозяйных недвижимых объектах;
  • сведения о заявителе:
    • если физ. лицо, то пишется имя, отчество, фамилия, адрес проживания, дата рождения и данные удостоверения личности;
    • если истец — юридическое лицо, то указывается название компании и сведения об уполномоченном лице представлять данную фирму.
  • стоимость искового обращения;
  • описание ситуации, в связи с которой рассматриваемая недвижимость стала считаться бесхозяйной. Например, предыдущие собственники жилого дома умерли, а наследников нет и никто не заявлял права на владение жильем;
  • прошение, выставляемое суду — предоставить истцу права пользования данным жильем;
  • детальное описание бесхозяйного недвижимого имущества;
  • список актов, прилагаемых к письму;
  • роспись истца и дата оформления искового заявления.

искового прошения о признании прав собственности на бесхозяйное имущество.

Важно! Разбирательства о признании прав на владение бесхозяйным имуществом рассматриваются только в Районном суде. Поэтому иск и заявление следует подавать в данное учреждение.

Пакет необходимых документов

Компетентными сотрудниками судебного органа принимаются заявления на рассмотрение только в сопровождении определенного пакета актов. Заявителю требуется собрать следующий список документов, прилагаемых к иску о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество:

  • паспорт истца;
  • бумаги, заполненные специальной комиссией, которая проводила осмотр бесхозяйной недвижимости;
  • квитанция об уплаченной пошлине за подачу иска;
  • акт, взятый из ЕГРП;
  • доказательная база;
  • акты, свидетельствующие о права владения предыдущих хозяев строения.

Важно! Весь перечень указанных актов в суд требуется предоставлять в нескольких копиях. Количество экземпляров должно соответствовать количеству человек, принимающих участие в судебном разбирательстве.

Размер госпошлины и срок исковой давности

Сумма государственной пошлины определяется в зависимости от индивидуальностей поданного иска. Рассчитывается размер в соответствии с текстом Налогового закона России. Настоящим законодательным актом установлены следующие ценовые категории государственной пошлины:

  • когда цена искового обращения составляет до 20 тысяч рублей, то размер пошлины составляет 4 процента от всей стоимости. Но полученная сумма не должна быть менее 400 рублей;
  • если стоимость бесхозяйного имущества достигает пределов в 100 000 рублей, то уплачивается государству 800 руб. плюс три процента;
  • в случае, если цена иска доходит до 200 тысяч, то сумма пошлины государству составляет 3200 рублей плюс 2 процента;
  • если стоимость бесхозного объекта составляет от 200 001 рубля до 1 миллиона, то размер пошлины равен 5200 рублей плюс один процент;
  • если цена искового заявления более одного миллиона рублей, то истец обязан оплатить пол процента от суммы и 13 200 рублей.

Уплаченная госпошлина возврату не подлежит, поэтому перед тем, как ее оплатить, следует помнить о сроке давности. В большинстве случаев, законодательством предусматривается срок — три года. Но при рассмотрении иска о бесхозяйном имуществе он составляет один год.

Источник: https://iiotconf.ru/postanovka-na-kadastrovyj-uchet-beshozyajnyh-obektov/

Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации – МЭР РФ: о государственном кадастровом учете бесхозяйных объектов недвижимости

Постановка на кадастровый учет бесхозяйных объектов недвижимости

На сайте Минэкономразвития РФ размещено Письмо № Д23и-3024 от 09.10.2013 о государственном кадастровом учете бесхозяйных объектов недвижимости. Приводим текст полностью.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно осуществления государственного кадастрового учета бесхозяйных объектов недвижимости и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем, полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу отметить следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которой они находятся, в порядке, определенном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г.

№ 580 (далее – Положение). В соответствии с пунктом 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Исходя из положений части 1 статьи 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) с 1 января 2013 года на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее – объект недвижимости) в соответствии с положениями Закона о кадастре. Согласно частям 1, 2 статьи 16, части 2 статьи 20 Закона о кадастре постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, представленного в орган кадастрового учета собственником такого объекта недвижимости или любым иным лицом, и необходимых документов, предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре, в том числе технического плана такого объекта недвижимости, подготовленного кадастровым инженером. В соответствии с частью 8 статьи 41 Закона (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости») сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта такого объекта недвижимости. Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости – органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. В соответствии с пунктом 2 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. № 628, (далее – Требования) декларация об объекте недвижимости (далее – Декларация) составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, на территории которого находится такой объект недвижимости. В настоящее время Департаментом недвижимости подготовлен проект приказа «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. № 628», в соответствии с которым предусматриваются изменения, в том числе, формы Декларации и Требований, и реализована возможность составления и заверения Декларации в отношении бесхозяйного объекта недвижимости органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости.

При этом, до вступления в силу соответствующего приказа Минэкономразвития России, изменяющего форму и Требования, в рассматриваемом в обращении случае, по мнению Департамента недвижимости, при заполнении Декларации реквизиты «Правообладатель объекта недвижимости» и «Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости» заполняются в отношении органа местного самоуправлении муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости, в реквизите «Правоустанавливающие документы на объект недвижимости» ставится знак «–» (прочерк).

См. также:

   – 15.10.2013  МЭР: заключение об ОРВ на проект приказа МЭР РФ «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»

Каталог Организаций:

   – Минэкономразвития России

Разделы, к которым прикреплен документ:

Новости

Новости / Новости для Яндекса
Наши конференции / Подробно о: / 2013.11. Москва.18-я Всероссийская конференция «Организация, технологии и опыт ведения кадастровых работ»
Нормы и право / Уровень док-та / Ведомственные акты / Минэкономразвития
Организации
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Страны и регионы / Россия

Источник: http://www.gisa.ru/99643.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.