Постановка на учет бесхозного недвижимого имущества

Принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных недвижимых вещей

Постановка на учет бесхозного недвижимого имущества

Приказ Минэкономразвития России №931 от 10.12.2015

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с Законом № 218-ФЗ устанавливает единый для РФ порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Принятие на учет осуществляют:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (подведомственное ему государственное бюджетное учреждение);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

– прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных постановлением Правительства РФ;

– проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

– внесение записей в ЕГРН о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей:

– органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

– исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В заявлении указываются:

– вид объекта недвижимости;

–кадастровый номер;

–адрес (при наличии);

–сведения о заявителе;

–сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.

8. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

9. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с порядком ведения ЕГРН, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона № 218-ФЗ.

Наличие в ЕГРН записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации) не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация о таких ограничениях (обременениях) прав известна заявителю.

10.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался, в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона № 218-ФЗ для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

11.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона № 218-ФЗ для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

12. Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:

– из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

– в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

– из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;

в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

13. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:

– государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом № 218-ФЗ;

– принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.

14. Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.

15.

Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение. Указанное заявление рассматривается в сроки, установленные пунктом 8 настоящего Порядка. В этом случае объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о снятии его с учета.

16.

После государственной регистрации права собственности (за исключением права муниципальной (государственной) собственности) на объект недвижимого имущества орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней с даты внесения записи о снятии данного объекта с учета в качестве бесхозяйного обязан направить в соответствующий орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета с указанием оснований снятия объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного по адресу электронной почты, указанному в заявлении.

17.

В случае проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимого имущества орган регистрации прав обязан направить собственнику, отказавшемуся от права собственности на данный объект, уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного и государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на него (с указанием реквизитов вступившего в силу решения суда, на основании которого было зарегистрировано право собственности, а также даты и номера государственной регистрации права собственности) в порядке и способами, установленными в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона № 218-ФЗ.

Особенности государственной регистрации права оперативного управления и права хозяйственного ведения, в том числе в зависимости от момента и оснований возникновения права государственной или муниципальной собственности, наличия (отсутствия) государственной регистрации права публичного образования в ЕГРН.

ГК РФ Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

1. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Документы, необходимые для регистрации права оперативного управления, предусмотрены ст. 18 Закона о регистрации недвижимости и Административным регламентом по регистрации недвижимости.

Госпошлина за регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не уплачивается.

Документы на недвижимость

Ситуация Документы
Имущество учреждению или казенному предприятию передал собственник Акт собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления (п. 1 ст. 299 ГК РФ)
Акт приема-передачи, подписанный собственником и учреждением (казенным предприятием)
Договор о передаче имущества на праве оперативного управления
Недвижимость приобретена в результате сделки Договор купли-продажи (отступного, дарения)
Имущество присудил суд Решение суда с отметкой о вступлении в силу
Имущество переходит в порядке реорганизации Передаточный акт
Учреждение либо казенное предприятие построило объект для себя Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (если объект возведен на основании разрешения на строительство)
Декларация об объекте недвижимости (в случаях, когда разрешение на строительство не требуется)
Права учреждения или казенного предприятия на земельный участок под объектом, который учреждение или казенное предприятие построило для себя, не зарегистрированы Документ на земельный участок (например, договор аренды на срок менее года или на неопределенный срок) (ст. 25 Закона о регистрации недвижимости)

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 970; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-3439.html

Порядок регистрации бесхозяйных недвижимых вещейв вопросах и ответах

Постановка на учет бесхозного недвижимого имущества

“Авеню” >> раздел”СамСебеРиэлтор”

Актуальные вопросы, возникающие при применениипорядка постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Что такое «бесхозное имущество»?

Понятие бесхозяйного имущества –  вещи, которая неимеет собственника или собственник которой неизвестен либо отказался от нее,определено ст. 225 Гражданского кодекса РФ.

Как учитывается бесхозяйное недвижимое имущество?

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учеторганом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимоеимущество – Управлением Росреестра.

Кто может обратиться с заявлением о постановке научет бесхозяйного имущества?

С заявлением о постановке на учет бесхозяйногоимущества имеют право обращаться органы местного самоуправления городских,сельских поселений, городских округов в отношении недвижимых вещей, находящихсяна территориях этих муниципальных образований, недвижимое имущество,расположенное на межселенных территориях ставится на учет по заявлению органаместного самоуправления муниципального района.

В случае если объект недвижимости находится натерритории нескольких муниципальных образований (газопровод, автомобильнаядорога), кто подает заявление о постановке на учет?

При расположении объекта недвижимости на территориидвух и более  муниципальных образований заявление о постановке на учет подаетсялюбым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименованиядругого муниципального образования, на территории которого также находитсяобъект недвижимости.

Какие документы должны прилагаться к заявлению?

К заявлению о постановке на учет должны бытьприложены следующие документы:

 1) Документ, подтверждающий, что объект недвижимогоимущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе:

а) справка (письмо), выданная федеральным органомвласти, о том, что данный объект недвижимости не учтен в реестре федеральногоимущества;

б) справка (письмо), выданная государственныморганом власти, о том, что данный объект недвижимости не учтен в реестрегосударственного имущества субъекта Российской Федерации;

в) справка (письмо), выданная органом местногосамоуправления о том, что данный объект недвижимости не учтен в реестре муниципального имущества;

г) документ, подтверждающий, что право собственностина данный объект недвижимости не было зарегистрировано государственным органом,осуществляющим регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона идо начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъектаРоссийской Федерации.

2) Заявление собственника об отказе от правасобственности на объект недвижимого имущества (подается в случае, если объектомявляется земельный участок и право на него зарегистрировано в установленномзаконом порядке) с приложением копий правоустанавливающих документов,подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от правасобственности на земельный участок.

В какой срок принимается на учет бесхозяйныйобъект недвижимости?

Решение о постановке на учет объекта недвижимогоимущества принимается не позднее десяти рабочих дней со дня приема заявления инеобходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Возможно ли осуществить учет бесхозяйного объектанедвижимости по «единому окну» – с одновременной постановкой на кадастровыйучет?

Заявление и иные документы, необходимые для принятияна учет объекта недвижимого имущества, могут быть представлены одновременно сзаявлением о государственном кадастровом учете данного объекта.

В каких случаях объект недвижимости снимается сучета в качестве бесхозяйного?

Объект недвижимого имущества снимается с учета вкачестве бесхозяйного в следующих случаях:

  • принятия этого объекта ранее отказавшимся от права собственности лицом во владение, пользование и распоряжение (на основании заявления);
  • государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет (при наличии правоустанавливающих документов);
  • государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности (на основании решения суда);
  • государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимого имущества (на основании решения суда).

  Каковы сроки, позволяющие признать правособственности на бесхозяйный объект недвижимости?

 После постановки объекта недвижимости на учет вкачестве бесхозяйного законом предусмотрен годичный срок, в течение которогобесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другимлицам по приобретательной давности.

По истечении одного года суд по иску органа,управомоченного управлять муниципальным имуществом, может признать бесхозяйноенедвижимое имущество муниципальной собственностью.

Доп. см. Приказ Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 “Об установлении порядкапринятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей”

Источник: http://av-ue.ru/avenue.php?p=bezhozim.htm

Генеральная прокуратура Российской Федерации обобщила практику прокурорского надзора за исполнением органами местного самоуправления обязанностей по обращению бесхозяйных объектов в муниципальную собственность

Постановка на учет бесхозного недвижимого имущества

Анализ практики прокурорского надзора свидетельствует, что большую часть бесхозяйных объектов составляют газопроводы, трансформаторные подстанции, водопроводы, гидротехнические сооружения, т.е.

объекты коммунально-бытового назначения.

Зачастую их техническое состояние не отвечает требованиям промышленной безопасности, что создает условия к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника, собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, определенном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580.

Согласно п.

5 этого Положения, принятие на учет недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится этот объект, с приложением документов, подтверждающих, что объект не имеет собственника, а также документы, содержащие описание объекта, в том числе его план, удостоверенный органом по учету недвижимого имущества.

На основании положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация в их границах электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения.

Согласно ст.

15 Федерального закона «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления обязан в течение 30 дней с даты их выявления определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию, в которую они входят и которая осуществляет их содержание и обслуживание.

Таким образом, законодательство предписывает органам местного самоуправления в обязательном порядке осуществлять постановку на учет бесхозяйного имущества и с этой целью требует подачи заявления чиновниками для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования поселения или городского округа, на территории которых они находятся. Кроме того, обязанностью органа местного самоуправления помимо подачи такого заявления является проведение работ по определению индивидуальных характеристик бесхозяйного объекта недвижимости, в том числе работ по подготовке его плана.

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что исполнение данных полномочий органами местного самоуправления нередко игнорируется.

В связи с этим сформирована правоприменительная практика, направленная на понуждение органов местного самоуправления обращаться в органы государственной регистрации с заявлениями о принятии на учет бесхозяйного имущества.

С этой целью прокуроры направляют в суд исковые заявления в защиту прав, свобод и законных интересов граждан о возложении на органы местного самоуправления обязанности по обращению с указанными заявлениями в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Так, прокурором Тарусского района Калужской области выявлено 10 бесхозяйных комплексных трансформаторных подстанций, находящихся в ненадлежащем техническом состоянии, обеспечивающих электроснабжение населенных пунктов, что приводило к перебоям в подаче электроэнергии. Прокурор района направил в суд иски с требованием обязать должностных лиц районной администрации поставить бесхозяйные объекты на учет для предотвращения возможных негативных последствий. Требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Благодаря принятым мерам прокурорского реагирования только в Калужской области поставлено на учет свыше 200 бесхозяйных гидротехнических сооружений, около 360 централизованных и децентрализованных источников водоснабжения населения. В результате обеспечено надлежащее функционирование объектов коммунально-бытового назначения, предотвращены аварийные ситуации и массовые нарушения прав граждан.

Прокурорам субъектов Российской Федерации поручено активизировать работу в данном направлении.

С этой и другими новостями можно ознакомиться на информационно-коммуникационном сервисе Генеральной прокуратуры Российской Федерации «ЭФИР» по адресу: efir.genproc.gov.ru

Источник: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-79678/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.